Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
129 байт добавлено ,  16:12, 7 ноября 2021
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Файл:Тюштя худ АС Алешкин пр 1.jpg|мини|347x347пкс|Тюштя. Рис. А.С. Алешкина]]
 
<p align="justify">'''ТЮ’ШТЯ,''' герой морд. эпоса. Сын Пурьгинепаза (божество грома) и земной девушки Литовы. Термин «''Т.''» одними исследователями возводится к финскому «tuusta» (крепкий, строгий), др. – к мордовск. «теште» (звезда), 3-ми – к сложносоставному слову – «тёкш» (верх, верхушка) и «атя» (старик). Однако большинство ученых полагают, что ''Т.'' – не имя, а титул верховного правителя''.'' Он изображается как демиург, творец раннефеодального общ-ва, к-рый мо­жет вызвать гром и молнию, остановить течение рек, не тонет в воде, трижды в месяц меняет возраст (при новолунии юноша, полнолунии зрелый муж, на исходе месяца старец). Образ ''Т.'' сформирован в период воен. демократии; соединяет космогонич. миф о сотворении мира с эпич. песнями и сказаниями. Имеет 2 генеалогич. линии развития. В 1-й при достижении старости возносится на небо, к родителям, оставив в память о себе на земле медную трубу, вещающую его волю. По легенде она находилась недалеко от Вадинска. В непогоду труба издавала звуки, и морд. народ, слыша это, с радостью говорил: «Царь наш еще жив». Во 2-й – под натиском рус. князей уходит с частью народа на нов. земли, перейдя через большую водную преграду (вероятно, с зап. берега Оки на восточный). На стадии разрушения эпоса и кризиса этнич. сознания в трактовку образа ''Т.'' вносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю народом гос. и терр. самостоятельности. Осн. сюжеты о ''Т.'' – избрание его инязором, бой с иноземным противником, убийство чудеснорожд. соперников, вознесение на небо, уход с народом на нов. земли. В эпосе названы верные помощники ''Т.'' – Инешкипаз, Пурьгинепаз, Иненармунь (Великая Птица)'','' Белый Лебедь, Пчелиная Матка. «Тюштянское время» прочно закрепилось в нар. сознании, до сих пор этим термином мордва обозначают древний период своей ист.</p>
 
<p align="justify">'''ТЮ’ШТЯ,''' герой морд. эпоса. Сын Пурьгинепаза (божество грома) и земной девушки Литовы. Термин «''Т.''» одними исследователями возводится к финскому «tuusta» (крепкий, строгий), др. – к мордовск. «теште» (звезда), 3-ми – к сложносоставному слову – «тёкш» (верх, верхушка) и «атя» (старик). Однако большинство ученых полагают, что ''Т.'' – не имя, а титул верховного правителя''.'' Он изображается как демиург, творец раннефеодального общ-ва, к-рый мо­жет вызвать гром и молнию, остановить течение рек, не тонет в воде, трижды в месяц меняет возраст (при новолунии юноша, полнолунии зрелый муж, на исходе месяца старец). Образ ''Т.'' сформирован в период воен. демократии; соединяет космогонич. миф о сотворении мира с эпич. песнями и сказаниями. Имеет 2 генеалогич. линии развития. В 1-й при достижении старости возносится на небо, к родителям, оставив в память о себе на земле медную трубу, вещающую его волю. По легенде она находилась недалеко от Вадинска. В непогоду труба издавала звуки, и морд. народ, слыша это, с радостью говорил: «Царь наш еще жив». Во 2-й – под натиском рус. князей уходит с частью народа на нов. земли, перейдя через большую водную преграду (вероятно, с зап. берега Оки на восточный). На стадии разрушения эпоса и кризиса этнич. сознания в трактовку образа ''Т.'' вносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю народом гос. и терр. самостоятельности. Осн. сюжеты о ''Т.'' – избрание его инязором, бой с иноземным противником, убийство чудеснорожд. соперников, вознесение на небо, уход с народом на нов. земли. В эпосе названы верные помощники ''Т.'' – Инешкипаз, Пурьгинепаз, Иненармунь (Великая Птица)'','' Белый Лебедь, Пчелиная Матка. «Тюштянское время» прочно закрепилось в нар. сознании, до сих пор этим термином мордва обозначают древний период своей ист.</p>
  

Навигация