Транспорт общественного пользования городской
ТРА’НСПОРТ ОБЩЕ’СТВЕННОГО ПО’ЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКО’Й. Его предшественником был гужевой в виде омнибусов на конной тяге. В 1909 пенз. представитель фирмы «Лаурин и Клемент» (Laurin & Klement) В.М. Каменнов пытался организовать в П. движение пассажирского автомобиля-омнибуса по маршруту от вокзала ст. П.-I до Тамбовской заставы, но проект реализован не был. К 1914 в П. находилось более 10 личных легковых автомобилей, и нек-рые их владельцы (напр., худ. И.И. Новохацкий и врач В.Ф. Файнштейн), чтобы оправдать расходы на бензин и содержание шоферов, использовали свои автомашины в кач-ве такси.
В 1926 в П. 4 автобуса марки «Фиат-44» и АМО-Ф-15, работая по 16 часов в сутки, делали за день 12 рейсов по маршруту вокзал П.-I – Советская пл. – Совбольница – велозавод. Первый рейс состоялся 10 мая 1926, шоферами на автобусах были А.С. Митин, П.Г. Пруссаков, Н.П. Игонин, В.М. Владимиров. Создается отд. Всерос. общ-ва «Автодор», в 1929 – первые курсы шоферов. В 1930 в П. перевезено за год 54832 пасс., протяженность автобусных линий достигла 18 км. В 1935 проложена узкоколейная линия ж.д. для движения пасс. мотовоза по маршруту велозавод – Театральная пл., но этот вид транспорта просуществовал недолго. К 1940 в П. было 7 маршрутов автобусного движения, но до 1947 автобусный парк не пополнялся. В 1990-е автобусами осуществлялось обслуживание 51 гор. маршрута. В эти годы началось массовое появление «маршруток», к-рые стали вытеснять автобусы большой вместимости. Перевозки пасс. автотранспортом в наст. вр. осуществляют 323 субъекта разл. формы собственности на 502 маршрутах, в т.ч. 323 муниц. (из них 84 по П.), 152 межмуниц., 27 межобл. Протяженность маршрутных линий составляет б. 22 тыс. км и охватывает св. 70% нас. пунктов области. Перевозку пасс. внутри муниц. образований, а также по муниц. маршрутам осуществляют 23 автотранс. и 52 частных пр-тия и предпринимателей. На маршрутах работают автобусы большой и малой вместимости. В летний период на обслуживании находятся 32 дачных маршрута. На терр. области находятся 24 автовокзала и автостанции.
В 1948 на участке вокзал П.-I – мебельная ф-ка открылось троллейбусное движение (протяженность линии – 9,5 км). Развитие троллейбусного транспорта сдерживалось плохим состоянием дорог. Но уже В 1966 на гор. маршрутах работало 50 троллейбусов, а протяженность линии составляла 50 км. В кон. 1990-х муниц. пр-тие «Горэлектротранс» располагало 3 троллейбусными депо, содержащими б. 200 троллейбусов. Общая протяженность контактной линии на 11 маршрутах – 126 км, для ее питания было построено 15 подстанций, действовала автоматизиров. сист. диспетчерского управления. С 2000-х троллейбусный транспорт испытывает большие трудности в деят-ти. За период 1999–2005 поступило всего 23 нов. троллейбуса. К кон. 2005 суммарный троллейбусный парк сократился до 126 ед., из них 101 ед. – троллейбусы с истекшим сроком службы. В 2007 после многолетнего перерыва была возобновлена работа по развитию троллейбусной сети. Произошло обновление подвижного состава, было приобретено 50 троллейбусов. След. этап развития сети начался в 2016. По состоянию на 2017 в П. действуют 6 троллейбусных маршрутов, 2 депо, 56 троллейбусов.
В П. имелся таксопарк, к-рый насчитывал б. 300 легковых автомобилей и 30 микроавтобусов (маршрутные такси). На начало 2018 перевозку пасс. легковым транспортом осуществляют 2598 ед. подвижного состава.
Ист.: Пензенскому троллейбусу – 25 лет. Пенза, 1973; Пассажирский транспорт г. Пензы / сост. В.В. Васякин. Пенза, 1993; Курицын И.И. Население и хозяйство Пензенской области. Пенза, 1998.
Ю. В. Круглов, В. И. Тюкалов,
Е. П. Тюкленкова, Л. Н. Семеркова