Малые предприятия
МА’ЛЫЕ ПРЕДПРИЯ’ТИЯ, пр-тия бизнеса, важный элемент рыночной экономики, средство достижения сбалансиров. экон. роста. Имеют ряд неоспоримых преимуществ перед крупн. произ-вом в гибком реагировании на потребности покупателей, в создании нов. рабочих мест, в снижении издержек произ-ва, в освоении нов. технологий и др. По формам собственности М. п. делятся на индивид. (в т.ч. семейные), т-ва (осн. на долевом участии, АО). В 2000 в Пенз. обл. действовало 6093 М. п., что превысило их кол-во в 1991 в 4,7 раза. Удельный вес действовавших М. п. от общего кол-ва зарегистрированных составил ок. 60%. На них работало б. 81 тыс. чел. (ок. 14% от числ. работающих во всех отраслях экономики обл.). Из них б. 80%, или 78,4 тыс. чел., трудились на пост. основе. Произ-во на М. п. специализировалось на разнообразных видах продукции: изготовлении мебели, одежды, обуви, головных уборов, ремонте обуви, произ-ве строит. материалов, выпечке хлебобулочных изделий, переработке с.-х. продукции, ремонте вычислит. и бытовой техники, теле- и радиоаппаратуры. По состоянию на 2000 М. п. производили б. 70 наименований продукции. Каждое 7-е М. п. – строит., производило б. 50% объема работ, выполн. строит. орг-циями обл. в целом. Больше всего М. п. в торговле (48%), в пром-сти (18%), на транспорте (1,6%), в стр-ве (14%). В с. хоз-ве, связи, ЖКХ, нар. образовании, культуре М. п. широкого применения не получили. Сосредоточены гл. обр. в П. (70%), в Кузнецке их ок. 5%, в Сердобске – 2%, в Каменке – 2% от общего кол-ва. Успешно работали М. п.: ООО – «Лик» (фотоуслуги), «Кайнак» и «Крупк» (хлебобулочные изделия), «Биокор» (лекарств. средства из трав), «Новотех» (стр-во), «Новатор» (науч.-иссл. разработки); фирма «Ралекс» (растит. масло); ЗАО «Диана» (разработка и установка систем ЧПУ).
В 2010-е экономика Пенз. обл. характеризуется высокой долей малого бизнеса, обеспечив. занятость знач. ч. трудоспособного нас. В 2016 возросла доля М. п. по видам экон. деят-ти, а именно в обрабатыв. произ-ве, оптовой и розничной торговле, добыче полезных ископаемых, с. хоз-ве. Ассортимент продукции, выпускаемой М. п., довольно разнообразен (бытовая и офисная мебель, оконные и дверные блоки, электроды, измерит. приборы, бытовая техника и т. д.) (см. Бизнес-инкубаторы, Кластеры, Технопарки, Экономика).
Ист.: Пензенская область 2017 в цифрах. Статистический справочник. Пенза, 2018.
Ф. Н. Хлопин, Ж. М. Байрамова
Основные показатели деятельности малых и микропредприятий по Пенз. обл.
2015 | 2016 | 2017 | |
Количество предприятий, ед. | |||
малых | 1781 | 1044 | 1732 |
микропредприятий | 13247 | 15823 | 14077 |
Численность работников, всего чел. | |||
на малых предприятиях | 55644 | 43288 | 70554 |
на микропредприятиях | 34071 | 37470 | 41758 |
Оборот предприятий, млн. руб. | |||
малых | ... | 99939,2 | 141378,0 |
микропредприятий | ... | 111378,0 | 143912,1 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. | |||
малых | 130591,3 | 93 061,4 | – |
микропредприятий | 101550,8 | – | – |
Инвестиции предприятий, млн. руб. | |||
малых | 7962,2 | 17421,4 | 12619,0 |
микропредприятий | 7714,5 | 1137,6 | 970,4 |