Электромеханика

Материал из Пензенская энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Административный корпус АО «Электромеханика»

«ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА», АО (до 1976 з-д ТЭМ), ведущее пр-тие в сфере разработки и произ-ва техники для измерения, управления и автоматизации в различных отраслях пром-сти.

Стр-во з-да точной электромеханики (ТЭМ) началось в 1956, а в 1960 его производ. пл. были переданы з-ду САМ (в наст. время ПО ЭВТ) для орг-ции произ-ва аналоговых матем. машин, ТЭМ становится филиалом з-да САМ. В 1961 выделен как самостоят. пр-тие по выпуску устройств подготовки данных на перфокартах (счетно-перфорационных машин – СПМ). Вступил в строй действующих пр-тий точного приборостроения, в то вр. единств. пр-тие в стране, выпускающее перфорацион. технику: перфораторы, контрольники, сортировки информации для многочислен. машинно-счетных ст. и ВЦ. Было освоено произ-во 4 наименов. СПМ и 9 наименов. аналоговых матем. машин. В 1972 ТЭМ стал головным пр-тием Минприбора по произ-ву устройств подготовки данных на перфокартах. Кроме средств ВТ осваивался выпуск и др. изделий: датчиков и преобразователей сигналов от датчиков, приборов для измерения механических величин, ТНП (громкоговорители «Сура») и др. В 1973 создано самостоят. пр-тие – Специальное конструкторское бюро устройств подготовки данных (СКБ УПД). В 1976 было создано ПО «Электромеханика». В его состав вошли з-ды ТЭМ, «Счетмаш», СКБ УПД и филиал з-да ТЭМ в с. Кривозерье. Объединение имело 99 тыс. кв. м производ. пл., б. 6600 сотр. В 1977 пр-тие переходит на выпуск нов. комплекса перфорацион. оборудования с применением микроэлектроники, высокими эксплуатацион. возможностями и надежностью.

В 1980 прекращено произ-во аналоговых матем. машин, а в 1984 – изготовление СПМ. Объединение начинает выпуск унифицир. комплексов техн. средств: шкафов и блоков УКТС и РТ, комплексов М64 для управления работой и контроля энергоблоков АЭС, ТЭС и ГРЭС. За 1983–1993 ими были оснащены АЭС: Запорожская, Балаковская, Ровенская, Хмельницкая, Калининская, Ростовская, Южно-Украинская, Крымская, «Козлодуй» (Болгария); ГРЭС: Сургутская, Березовская, Нижневартовская и др., а также ТЭС в Китае и Иране.

В 1980 начинается выпуск локомотивных скоростемеров ЗСЛ-2М. С 1983 в развитии этого направления осваивается произ-во разработан. в СКБ УПД устройств сбора и регистрации данных о параметрах движения локомотивов, первый комплекс к-рых неоднократно награждался дипломами и медалями ВДНХ СССР. В 1990 был выпущен нов. комплекс средств сбора и регистрации данных КПД-2, осваивается произ-во программируемых контроллеров УПУ-ТП для управления технологич. процессами, а в 1991–1992 на серийное произ-во поставлен КПД-3, к-рый в 1992 был включен в гос. программу по повышению безопасности движения на ж. д. В 1993 начинается произ-во нов. модели программируемого контроллера УПУ-ТП-2, а в 1997 – УПУ-ТП-2М. В 1998 пр-тие приступает к выпуску нов. поколения средств автоматизации: контроллера ПКЭМ-3 и программно-технич. комплекса «Дирижер» на его основе. Пр-тие выпускает также ТНП: светильники, обогревательные аппараты, кодовые замки, мебель.

В 1992 гос. пр-тие ПО «Электромеханика» перерегистрировано в акционерное общество открытого типа – ОАО «Электромеханика». С 1999 началось произ-во средств управления дорожным движением, а именно дорожных контроллеров для управления сигналами светофора «Каскад». В 2004 освоены в произ-ве комплексы средств сбора и регистрации параметров движения ж.-д. транспорта КПД-3П, в 2006 – нов. сер. комплексов КПД-3ПА, в 2008 – комплексов КПД-3ПВ, а также разработан комплекс измерительный объема топлива тепловоза КВАРТА.

В 2010 началась разработка малогабаритного дорожного контроллера МДК. В 2011 в АО «Электромеханика» были разработаны локомотивные светофоры СЛС и светодиодные светофоры для автомобильных дорог, а также началась разработка системы индикации плотности тормозной магистрали локомотива СИПТМ. В 2012 было разработано программное обеспечение для автоматизир. учета топлива тягового подвижного состава АСУ «Топливо» (ныне ЭМ-Топливо), система навигационно-диспетчерского контроля для локомотивов (ныне ЭМ-Диспетчер), а также система диспетчерского управления светофорными объектами «Вектор».

В 2014 началась разработка комплекса регистрации параметров дизель-генераторной установки локомотива КРПД.

В 2015 освоен выпуск дешифратора сигналов автоматич. локомотивной сигнализации (АЛСН) ДКСВ-М.

В 2016 в произ-ве освоен комплекс КПД-3ПС, а в 2017 система СИПТМ, а также разработана модификация комплекса КВАРТА-Р1Д.

В 2018 АО «Электромеханика» подтвердило соответствие системы менеджмента бизнеса требованиям Междунар. стандарта ж.-д. пром-ти ISO/TS 22163:2017.

По данным на 2018 АО «Электромеханика» производит продукцию 2-х осн. направлений – средства измерения, автоматизации и обеспечения безопасности для локомотивов; средства управления дорожным движением.

АО «Электромеханика» – чл. Рос. союза промышленников и предпринимателей (1992), Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН» (1998), обладает сертификатом РФ «Лидер российской экономики» (1995) и Междунар. зол. зв. качества (1994). Изделия пр-тия экспонировались на рос. и междунар. выставках и ярмарках (в Италии, Канаде, Финляндии, Венгрии, Польше, Германии, Сирии, Югославии и др.), эксплуатировались на пр-тиях страны и за рубежом: в Иране, Германии, Голландии, Турции, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, Польше, Венгрии, Югославии, Индии, Алжире, Вьетнаме, Корее, Нигерии, Эфиопии, Кубе, Монголии и др.

Пр-тием руководили: Н.Г. Сазонов (1961–1976), В.Н. Жилинский (1976–1987), Ю.М. Малышев (1987–1988), И.Е. Скляр (1988–1995), Н.С. Овчинников (1995–1999), А.А. Горланов (2000–2004), М.Е. Сегаль (2004–2007), с 2007 – А.В. Наземнов.

Е. Н. Сурова, В. Е. Белякова