Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Файл:Чемесов Евграф Петрович цв 1.jpg|мини|Евграф Петрович Чемесов ]]
 
<p align="justify"> '''ЧЕ’МЕСОВ''' (Чемезов) Евграф Петрович (нояб., 1737, ? – 30.08.1765, СПб.), гравер (сухая игла, резец, офорт), живописец, рисовальщик. Единств. в Пенз. крае представитель худож. акад. традиции XVIII. Получил всестороннее домашнее образование, нач. навыки рисования, в т.ч. в П., д. Озерки (Чемезовка) Пенз. у., сейчас с. Лапшово Камен. р-на Пенз обл. Условия обучения дворян сер. XVIII в Моск. гарнизонной шк. и служба в л.-гв. Семеновском, затем в моск. пех. Капорском полках не препятствовали совершенствованию худож. таланта ''Ч''. В 1759 по инициативе И.И. Шувалова ''Ч''. без экзаменов зачисляется в АХ для обучения гравированию у Г.Ф. Шмидта. C 1762 – рук. гравировального кл. и печатной палаты. В том же году за гравиров. портрет имп. Елизаветы Петровны получает звание акад. Возвыш. человеческие кач-ва, талант педагога, высочайшее худож. мастерство позволили ему стать одним из основоположников пед. сист. АХ. 14 созд. ''Ч.'' гравиров. портретов (Петр I, Екатерина II, актер Ф. Волков и др.) с оригиналов Ф. Рокотова, А. Лосенко и др. изв. худ., автопортрет (Гос. Эрмитаж), единств. сохранившийся живописный автопортрет (1765, ГРМ) – это утонч. психолог. характеристики гос. и обществ. деятелей того вр. (Гос. Эрмитаж). Творческая манера ''Ч.'' созвучна романт. устремлениям худ. нач. XIX. Как «славнейший гравирный в империи художник» (Г.Р. Державин) по поручению И.И. Шувалова участвовал в оценке содержания и худож. достоинств первичных изображений и планов городов России (60-е XVIII) для возможного послед. их оформления и гравировального тиражирования. Входившие в круг творческого общения ''Ч.'' худ. П.Т. Балабин, В.А. Усачев, М.И. Махаев с рис. А.П. Свечина (1764/1765) уже после смерти ''Ч.'' закончили (сент. 1769) гравиров. вид С.-В. П., в т.ч. с изображением церкви Казанской иконы Божьей Матери. Начиная с 1744 ок. нее были захоронены отец ''Ч.'' Петр Лукьянович, мать Анна Григорьевна и до 1783 родственники по линии брата Ефима Петровича ''Ч.'', семейство и владения к-рых, очевидно, входили в приход Казанской церкви. Субъективный, жесткий вариант гос. регламентации деят-ти АХ в лице И.И. Бецкого (возглавил АХ в 1763) вступил в противоречие с независимой, страстной, ранимой творческой личностью худ. ''Ч.'' По словам Державина, этот «первый из россов благородных» – дворян проф. худ. и педагог в янв. 1765 покидает АХ и 30 авг. 1765 умирает от горловой чахотки. Похоронен на Александро-Невском кладбище СПб.</p>
 
<p align="justify"> '''ЧЕ’МЕСОВ''' (Чемезов) Евграф Петрович (нояб., 1737, ? – 30.08.1765, СПб.), гравер (сухая игла, резец, офорт), живописец, рисовальщик. Единств. в Пенз. крае представитель худож. акад. традиции XVIII. Получил всестороннее домашнее образование, нач. навыки рисования, в т.ч. в П., д. Озерки (Чемезовка) Пенз. у., сейчас с. Лапшово Камен. р-на Пенз обл. Условия обучения дворян сер. XVIII в Моск. гарнизонной шк. и служба в л.-гв. Семеновском, затем в моск. пех. Капорском полках не препятствовали совершенствованию худож. таланта ''Ч''. В 1759 по инициативе И.И. Шувалова ''Ч''. без экзаменов зачисляется в АХ для обучения гравированию у Г.Ф. Шмидта. C 1762 – рук. гравировального кл. и печатной палаты. В том же году за гравиров. портрет имп. Елизаветы Петровны получает звание акад. Возвыш. человеческие кач-ва, талант педагога, высочайшее худож. мастерство позволили ему стать одним из основоположников пед. сист. АХ. 14 созд. ''Ч.'' гравиров. портретов (Петр I, Екатерина II, актер Ф. Волков и др.) с оригиналов Ф. Рокотова, А. Лосенко и др. изв. худ., автопортрет (Гос. Эрмитаж), единств. сохранившийся живописный автопортрет (1765, ГРМ) – это утонч. психолог. характеристики гос. и обществ. деятелей того вр. (Гос. Эрмитаж). Творческая манера ''Ч.'' созвучна романт. устремлениям худ. нач. XIX. Как «славнейший гравирный в империи художник» (Г.Р. Державин) по поручению И.И. Шувалова участвовал в оценке содержания и худож. достоинств первичных изображений и планов городов России (60-е XVIII) для возможного послед. их оформления и гравировального тиражирования. Входившие в круг творческого общения ''Ч.'' худ. П.Т. Балабин, В.А. Усачев, М.И. Махаев с рис. А.П. Свечина (1764/1765) уже после смерти ''Ч.'' закончили (сент. 1769) гравиров. вид С.-В. П., в т.ч. с изображением церкви Казанской иконы Божьей Матери. Начиная с 1744 ок. нее были захоронены отец ''Ч.'' Петр Лукьянович, мать Анна Григорьевна и до 1783 родственники по линии брата Ефима Петровича ''Ч.'', семейство и владения к-рых, очевидно, входили в приход Казанской церкви. Субъективный, жесткий вариант гос. регламентации деят-ти АХ в лице И.И. Бецкого (возглавил АХ в 1763) вступил в противоречие с независимой, страстной, ранимой творческой личностью худ. ''Ч.'' По словам Державина, этот «первый из россов благородных» – дворян проф. худ. и педагог в янв. 1765 покидает АХ и 30 авг. 1765 умирает от горловой чахотки. Похоронен на Александро-Невском кладбище СПб.</p>
  

Навигация