Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1: −
<p align="justify">'''ФОТО’ГРАФЫ ПЕ’НЗЕНСКОЙ ГУБЕ’РНИИ.''' Несмотря на то, что первое фотоателье в П. было открыто в кон. 1850-х И. Асановым, первым пенз. фотографом по праву можно назвать [[Орлов Николай Платонович|Н.П. Орлова]]'','' чьи 12 фотографий, сделанные в 1862, положили нач. истории пенз. фотографии. Уже в 1863 пенз. живописцы, братья Яков и Николай Макаровы открывают в П. Первое коммерч. фотоателье (см. [[Фотография и живопись братьев Макаровых]]). П. быстро стала одним из ц. рус. «светописи» (''фотография'' – лат.). Мастера Орлов, бр. Макаровы, Хрусталев и Вакуленко стояли у истоков отеч. фотографии и в определенной мере влияли на ее развитие, задавая стандарты физ. качества фотоснимка и его внутр. эстетики. Нек-рые приемы портретной композиции Вакуленко стали классикой совр. гламурной фотографии. Самыми крупными в П. и действующими продолжительное вр. были салоны [[Вакуленко, фотографы|И.П. Вакуленко]] (1869) и [[Вальдманы|И.А. Вальдмана]] (1886). Примечательно, что кроме портретных съемок в помещении они произвели мн. снимков гор. пейзажей. А.И. Вакуленко (сын) с нач. XX считался осн. хроникером, оставив в своем творческом наследстве мн. фотографий пенз. событий. С кон. XIX до национализации в нач. 1920-х открыли свои мастерские мн. фотографы: в П. – Березовский, У.Н. Березовская (1878?), В.И. Борисов (1893), А. Васильев, П.П. Волков (1910), Н.А. Вышеславцев, А.Н. Гельпей, А.А. Егоров, А. Еркаев, А.Е. Иванова (1897), В. Кирпичников, П.Х. Клейменов (1917), Н. Костенко, А. Криммер, Ф.М. Круглов, Е.А. Лау, А.В. Лебедев, Г. Ман, П.Ф. Марканов, А.Н. Пенский, Ц. Сеголь, И.И. Семакин (1900), Я.И. Суходольский (1897), Е.П. Хоршев (1882), Д.В. Хрусталев, С. Шатлов (1920-е), ''Н.Д.'' ''Шугаев'' (1902); в Городищ. у. – А.П. Путов (1894); в Инсар. у. – Д.П. Тараканов (1901); в Керенск. у. – И.Е. Печенкин; в Краснослобод. у. – М.И. Кошельков (1886), П.Ф. Пителин (1901); в Мокш. у. – Н.А. Щеглов (1904); в Наровч. у. – Д.П. Тараканов (1897), в Н.-Ломов. у. – П.Е. Пискунов (1888), И.Е. Рыбин; в Саран. у. – А.А. Егунов (1898), А.К. Кинцель (1903), Криммер, М.А. Критский (1886); в Чембар. у. – И.Т. Гущин (1902), С.Г. Матвеева (1903), Г.М. Матвеев; в Кузн. у. Саратов. губ. – О. Бергстрем, Борисов, П.В. Маслов, В.К. Петухов; в Серд. у. Саратов. губ. – А. Абакумова, А.Н. Марков, И.К. Маслянинов, В.Ф. Шукарев; в Спасск. у. Тамбов. губ. – И.Е. Печенкин. Все они были проф. фотографами, получившими разрешение на свою деятельность от губернатора. Но наряду с ними надо отметить и фотографа-любителя ''Б.И. Цилли'', преп. 1-й Пенз. муж. гимн., также оставившего нам сотни снимков города и окрестностей П., ее горожан.</p>
+
[[Файл:Фотографы дореволюционной Пензы пр 1.jpg|мини|384x384пкс|Фотография Вальдмана (Пенза). Фото нач. XX в.]]
 +
[[Файл:Фотографы реклама1 пр 1.jpg|left|мини|245x245пкс|Реклама фотографии А.Е. Ивановой]]
 +
<p align="justify">'''ФОТО’ГРАФЫ ПЕ’НЗЕНСКОЙ ГУБЕ’РНИИ.''' Несмотря на то, что первое фотоателье в П. было открыто в кон. 1850-х И. Асановым, первым пенз. фотографом по праву можно назвать [[Орлов Николай Платонович|Н.П. Орлова]]'','' чьи 12 фотографий, сделанные в 1862, положили нач. истории пенз. фотографии. Уже в 1863 пенз. живописцы, братья Яков и Николай Макаровы открывают в П. Первое коммерч. фотоателье (см. [[Фотография и живопись братьев Макаровых]]). П. быстро стала одним из ц. рус. «светописи» (''фотография'' – лат.). Мастера Орлов, бр. Макаровы, Хрусталев и Вакуленко стояли у истоков отеч. фотографии и в определенной мере влияли на ее развитие, задавая стандарты физ. качества фотоснимка и его внутр. эстетики. Нек-рые приемы портретной композиции Вакуленко стали классикой совр. гламурной фотографии. Самыми крупными в П. и действующими продолжительное вр. были салоны [[Вакуленко, фотографы|И.П. Вакуленко]] (1869) и [[Вальдманы|И.А. Вальдмана]] (1886). Примечательно, что кроме портретных съемок в помещении они произвели мн. снимков гор. пейзажей. А.И. Вакуленко (сын) с нач. XX считался осн. хроникером, оставив в своем творческом наследстве мн. фотографий пенз. событий. С кон. XIX до национализации в нач. 1920-х открыли свои мастерские мн. фотографы: в П. – Березовский, У.Н. Березовская (1878?), В.И. Борисов (1893), А. Васильев, П.П. Волков (1910), Н.А. Вышеславцев, А.Н. Гельпей, А.А. Егоров, А. Еркаев, А.Е. Иванова (1897), В. Кирпичников, П.Х. Клейменов (1917), Н. Костенко, А. Криммер, Ф.М. Круглов, Е.А. Лау, А.В. Лебедев, Г. Ман, П.Ф. Марканов, А.Н. Пенский, Ц. Сеголь, И.И. Семакин (1900), Я.И. Суходольский (1897), Е.П. Хоршев (1882), Д.В. Хрусталев, С. Шатлов (1920-е), [[Шугаев Николай Дмитриевич|Н.Д. Шугаев]] (1902); в Городищ. у. – А.П. Путов (1894); в Инсар. у. – Д.П. Тараканов (1901); в Керенск. у. – И.Е. Печенкин; в Краснослобод. у. – М.И. Кошельков (1886), П.Ф. Пителин (1901); в Мокш. у. – Н.А. Щеглов (1904); в Наровч. у. – Д.П. Тараканов (1897), в Н.-Ломов. у. – П.Е. Пискунов (1888), И.Е. Рыбин; в Саран. у. – А.А. Егунов (1898), А.К. Кинцель (1903), Криммер, М.А. Критский (1886); в Чембар. у. – И.Т. Гущин (1902), С.Г. Матвеева (1903), Г.М. Матвеев; в Кузн. у. Саратов. губ. – О. Бергстрем, Борисов, П.В. Маслов, В.К. Петухов; в Серд. у. Саратов. губ. – А. Абакумова, А.Н. Марков, И.К. Маслянинов, В.Ф. Шукарев; в Спасск. у. Тамбов. губ. – И.Е. Печенкин. Все они были проф. фотографами, получившими разрешение на свою деятельность от губернатора. Но наряду с ними надо отметить и фотографа-любителя [[Цилли Борис Иванович|Б.И. Цилли]], преп. 1-й Пенз. муж. гимн., также оставившего нам сотни снимков города и окрестностей П., ее горожан.</p>
    
'''''Ист.:''''' Попов А.П. Рос. фотографы (1839–1930); Шишкин И.С. Пенза. Листая старый альбом… Фотографии 1860-х – 1900-х гг. Пенза, 2013.
 
'''''Ист.:''''' Попов А.П. Рос. фотографы (1839–1930); Шишкин И.С. Пенза. Листая старый альбом… Фотографии 1860-х – 1900-х гг. Пенза, 2013.

Навигация