Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Файл:Театр драматический им АВ Луначарского 2010-е 1.jpg|мини|575x575пкс|Пензенский драматический театр. 2010-е гг.]]
 
<p align="justify">'''ТЕА’ТР ПЕ’НЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНО’Й ДРАМАТИ’ЧЕСКИЙ И’МЕНИ А.В. ЛУНАЧА’РСКОГО''', отсчет его сезонов принято вести от 24 нояб. 1793, когда был сыгран первый спектакль «Обманщик» по пьесе Екатерины II в театре на 100 мест пенз. вице-губернатора И.М. Долгорукого. 20 сент. 1916 на Базарной пл. (ныне ул. Московская, 89) было открыто здание Нар. дома им. [[Александр II|Имп. Александра II]]. Арендовавшая его труппа Пенз. нар. театра (драм. кружок им. В.Г. Белинского) сыграла на нов. сцене комедию А.Н. Островского «Бедность не порок». Одним из первых реж. театра в Нар. доме стал в 1917 [[Струйский Пётр Петрович|П.П. Струйский]]. В его постановке вышли «Разбойники» Шиллера, «Проделки Скапена» Мольера, «Горячее сердце», «Бесприданница» А.Н. Островского и др. В 1918 драм. кружок им. В.Г. Белинского стал называться Гарнизон. театром. В поисках драматургии, созвучной событиям, театр обращался к пьесам, призывающим к действию. В репертуаре появились инсценировки «Овода» Э.Л. Войнич и «Спартака» Джованьоли, один за другим три спектакля о Степане Разине трех разн. авт. В 1919 П.П. Струйский первый поставил пьесу А.А. Вермишева «Красная правда», к-рая появилась затем на сценах мн. сов. театров.</p><p align="justify">25 окт. 1920 драм. театру было присвоено имя А.В. Луначарского, к-рый дважды (в 1924 и 1929) посетил П. В театре в разн. годы ставились его пьесы «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба». В 1920-е в театре работали реж. А.А. Трубецкой, А.И. Канин, Г.М. Васильев, А. Г. Ридаль, [[Собольщиков-Самарин (Собольщиков) Николай Иванович|Н.И. Собольщиков-Самарин]], Б.И. Пясецкий, Е.А. Брилль, В.А. Демерт. Наиб. яркими актерами были И. Слонов, М. Зенина, М. Горская, А. Хованский, [[Масальская Нина Николаевна|Н. Масальская]], З. Минаева, [[Шарлахов Виктор Петрович|В. Шарлахов]], [[Муратов Степан Михайлович|С. Муратов]], Н.С. Костюрина, В. Кумельский, С. Неделин, Д. Смирнов. В репертуаре, наряду с рус. и заруб. классикой, появились «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Броненосец 14-69» Вс. Иванова, «Город ветров» В. Киршона и др. В сезон ставилось больш. кол-во пьес, к-рые выдерживали всего по 3–10 представлений. Актерам приходилось играть от 25 до 50 ролей. Это влекло за собой текучесть творч. состава, зачастую невыс. качество спектаклей.</p><p align="justify">С кон. 1920-х в связи с тем, что Пенз. губ. была ликвидирована, театр переживает трудности. Его гл. реж., А.И. Канин, значит. сократил кол-во выпускаемых в сезон спектаклей. Однако были реконструированы помещения: гримуборные, цеха, на сцене устанавливается вращающ. круг для декораций, пополняется осветит. аппаратура.</p><p align="justify">В 1937 вышло решение Всесоюз. ком-та по делам иск-в «О стационировании периферийных театров, переводе их на работу с постоянными актерскими труппами». Сезоны 1930-х знаменательны спектаклями «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина в постановке Л. Южанского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» А. Корнейчука в постановке Н.А. Смирнова, «Чудак», «Далекое» А. Афиногенова (реж. О. Жданова).</p><p align="justify">В 1939 П. становится обл. городом, а театр имени А.В. Луначарского – обл. театром. В его репертуаре появились спектакли по пьесам М. Горького «Егор Булычев и другие», «Враги», «Мещане». В ноябре 1940 спектаклем «Человек с ружьем» по пьесе Н. Погодина (реж. В.П. Вольмар, [[Белов Евгений Николаевич|Е.Н. Белов]]) открылась пенз. театр. лениниана, к-рую в последующие годы продолжили «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Незабываемый 1919» Вс. Вишневского, «Семья» В. Попова. Ярко раскрылись в спектаклях этих лет таланты актеров [[Кирсанов Пётр Михайлович|П. Кирсанова]], Н. Костюриной, Н. Парамонова, К. Ангарской.</p><p align="justify">В годы Вел. Отеч. войны театром руководили А.Д. Треплев и Е.Н. Белов. В этот период в осн. шли пьесы совр. авторов: «Машенька» А. Афиногенова, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет» К. Симонова, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, а также классич. произведения: «Таланты и поклонники», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Три сестры» А.П. Чехова и др.</p><p align="justify">Тема Вел. Отеч. войны вошла в репертуар на мн. годы. Одним из первых театр инсценировал ром. А. Фадеева «Молодая гвардия». Лучш. спектаклями воен. тематики стали в 1950-е «Сильные духом» Д. Медведева, «Барабанщица» А. Салынского, «Таня» А. Арбузова, «В степях Украины», «Калиновая роща» А. Корнейчука, в 1970-е – «Берег» Ю. Бондарева, в 1980-е – «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Лицо неприкосновенное», по ром. В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», в 2010-е – «Не покидай меня» А. Дударева, «Василий Теркин» А. Твардовского.</p><p align="justify">После войны гл. реж. были Е.Г. Амантов, К.В. Эггерт, [[Самборская Лина Семёновна|Л.С. Самборская]], Н.А. Шевелев, Ю.Н. Мизецкий, Н.И. Верминский, Ю.В. Юровский, [[Гранатов Юрий Николаевич|Ю.Н. Гранатов]], [[Рейнгольд Семён Моисеевич|С.М. Рейнгольд]], А.В. Иванов и др. Каждый из них привносил свои идеи, реализация к-рых давала в сезон 10–15 нов. спектаклей. Успеху мн. постановок способствовал талант сценографа [[Епишин Георгий Дмитриевич|Г.Д. Епишина]], бывш. гл. худ. театра.</p><p align="justify">В 1983 дир. театра стал [[Огарёв Виктор Владимирович|В.В. Огарёв]], а с 1991 – и худож. рук. Приглашаются на разовые постановки спектаклей реж. разн. шк. и направлений. Рук. моск. «Театра на Юго-Западе» [[Белякович Валерий Романович|В.Р. Белякович]] поставил 10 спектаклей («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Куклы» В. Беляковича и др.). Успешным было сотрудничество с Малым акад. театром: реж. В.Н. Иванов поставил в П. спектакли «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги» по пьесам А. Островского, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского и «Поминальная молитва» Г. Горина. Постановщик из Венгрии Геза Балог поставил спектакль «Флора Тоот» Ш. Броди, Антал Ренц – мюзикл по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Спектакль «Тетушка Мэйми» Роберта Ли поставил амер. реж. Дэвид Кэплан. Неоднокр. приглашались реж. Б.Р. Гуревич (СПб.), С.А. Стеблюк (М.), П.Л. Монастырский (Самара) и др. Необходимо отметить, что в театре работали и свои реж. даже в отсутствии должности гл. реж. Так [[Гуляев Анатолий Сергеевич|А.С. Гуляев]], начинавший в 1960-х как актер, за 50 лет в Пенз. театре поставил ок. 120 спектаклей. В нач. XXI засл. артист РФ [[Конопатин Василий Яковлевич|В.Я. Конопатин]] осуществил неск. постановок, горячо принятых пенз. зрителем («Игроки» Н. Гоголя, «Дураки» Н. Саймона, «Как боги» Ю. Полякова, «Последняя жертва» А. Островского и др.).</p><p align="justify">На выезде в М. в театрах – Кремлевском, им. А.С. Пушкина, Театре наций, «Театре на Юго-Западе» – с успехом прошли спектакли [[Дмитрий Калинин|«Дмитрий Калинин»]] [[Белинский Виссарион Григорьевич|В.Г. Белинского]] (1957), [[Странный человек|«Странный человек»]] [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю. Лермонтова]] (1964), «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1966), «Тихий Дон» М. Шолохова, «Характеры» В. Шукшина, «Берег» Ю. Бондарева, «Святая святых» И. Друцэ, «Флора Тоот» Ш. Броди, «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского (1979), «Сад» Бар-Иосефа (1993) и др. Благодаря содружеству с Малым театром театр дважды гастролировал в М. со спектаклями «Волки и овцы», «Поминальная молитва», «Тифлисские свадьбы», «Гроза», «Иванов», «Wolfgang» и «Дядюшкин сон». Театр неоднокр. был участником всерос. фестивалей, до нач. 1990-х выезжал на гастроли в Киев, Львов, Тернополь, Сочи, Одессу, Севастополь, Керчь, Кисловодск, Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Самару и др. города. Театр ставил пьесы местн. драматургов: «Лермонтов» [[Налобин Виктор Пантелеймонович|В. Налобина]], «Родное крыльцо» [[Кирюшкин Владимир Иванович|В. Кирюшкина]], «Несколько майских дней», «Гастроли по-итальянски» [[Садчиков Владимир Николаевич|В. Садчикова]], «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Гусарская элегия» В. Садчикова и [[Инюшкин Николай Михайлович|Н. Инюшкина]]. В мае 1994 на базе пенз. театра проводилась Всерос. лаборатория молодой драматургии. Традиция проведения подобных мероприятий была продолжена после 2010 в здании нов. театра: творч. лаборатории совр. драматургии, читки нов. пьес, мастер-классы и т. п.</p><p align="justify">Период театра кон XX – нач. XXI можно назвать фестивальным: «Вехи» (Кострома), «Рубежи» (Владимир), «Островский в Доме Островского» (М.), «Театр Григория Горина» (М.), «Театральный дивертисмент» (Израйль), Фестиваль им. Н.Х. Рыбакова (Тамбов) и фестивали в П. «Театральный мост Пенза-Москва» (2002), «Театральные встречи на Суре» (2006, 2007), «Театральное Поволжье» (2011), [[Маскерадъ|«Маскерадъ»]]. Эти фестивали отчасти заменяли гастрольные поездки, к-рые в этот период трудно было организовать. К сожалению, этот период был отмечен и переходом в столичные театры ряда талант. актеров, оставивших пенз. сцену: [[Нехороших Александр Дмитриевич|А. Нехороших]], [[Бакалов Евгений Васильевич|Е. Бакалова]], Ю. Шайхисламова, [[Белогруд (Нехороших) Светлана Борисовна|С. Белогруд]] и др.</p><p align="justify">В 2006–2007 гл. реж. театра работал В. Маркин, поставивший бенефисный спектакль [[Репная Галина Евгеньевна|Г. Репной]] «Госпожа министерша» Б. Нушича. В. Гунин (гл. реж. театра в 2007–2009) поставил спектакль «Персидская сирень» по пьесе Н. Коляды, получивший приз 1-го Междунар. фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле.</p><p align="justify">2 янв. 2008 здание театра сгорело. В П. был организован обществ. Фонд помощи театру. Стр-во нов. здания началось сразу же под особым контролем со стороны Правит. Пенз. обл. и при фин. поддержке Президента РФ [[Путин Владимир Владимирович|В.В. Путина]]. Тем временем труппа театра продолжала работать на врем. сценич. площадке: в концертном зале «Молодежный» Пенз. колледжа культуры и иск-в. Уже 5 марта 2010 нов. театр открылся премьерой гоголевского «Ревизора» в постановке В. Беляковича. Впервые в пенз. театре появилась малая сцена, открытие к-рой так же было отмечено премьерой «Не покидай меня…» по пьесе А. Дударева. На малой сцене проходят камерные и эксперим. спектакли, в т.ч. постановки в рамках проекта «Из-под пера», знакомящего зрителей с последними новинками рос. драматургии.</p><p align="justify">2010 год стал трагич. в истории театра: ушли из жизни нар. арт. России [[Лозицкая Людмила Алексеевна|Л.А. Лозицкая]] и [[Тамбулатова Мария Ивановна|М.И. Тамбулатова]], мин. культуры Пенз. обл. [[Огарёв Виктор Владимирович|В.В. Огарев]], долгое время возглавлявший театр.</p><p align="justify">С сент. 2010 худож. рук. театра стал засл. арт. РФ [[Казаков Сергей Владимирович|С.В. Казаков]]. За это время труппа пополнилась мн. молодыми актерами, выпускниками театр. уч-щ страны. Были осуществлены ряд постановок, оставш. в пенз. театр. истории: «Чайка», «Вишневый сад» и «Жизнь прекрасна!» по мотивам произв. А. Чехова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Золушка» и «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса, «Господа Головлевы» Ф. Достоевского, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Кабала святош» М. Булгакова и др. В 2011 впервые на пенз. сцене был поставлен моноспектакль: «Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта, сыгр. засл. арт. РФ Г. Репной.</p><p align="justify">К нач. сезона 2017–2018 в труппе состояло 40 чел., в их числе засл. артисты РСФСР и РФ [[Вавилов Генрих Дмитриевич|Г. Вавилов]], [[Зеленченко Олег Трофимович|О. Зеленченко]], Г. Репная, В. Конопатин, [[Старовойт Наталья Витальевна|Н. Старовойт]], С. Казаков (худож. рук.), артисты Е. Панов, Г. Мазур, [[Смелова Альбина Владимировна|А. Смелова]], В. Матюкин, П. Тачков, Л. Стаханова, М. Соловьева, А. Арзямова, А Гальцева, В. Дупенко, Ю. Землянский, А. Ибраев, И. Кочетков, Ю. Кузьмина, Ю. Кошкина, М. Матвевнина, Е. Павлова, Н. Потапов, Ю. Черемухина, С. Пахомов и др.</p><p align="justify">'''''Ист.:''''' ТЭ. Доп. том; Долгорукий И.М. Повесть о рождении моем... Пг., 1916; Соболев Ю. За кулисами провинциального театра. М., 1928; Дмитревский В. Астроном верен звездам. Л., 1974; История русского драматического театра. Т. 1–7. М., 1977–1987; Пензенский драматический театр им. А.В. Луначарского. Пенза, 1983; Культурное строительство в Пензенском крае. Вып. 1–2; Наследие; Краснова А.Б. Театр Пензенский областной драматический имени А.В. Луначарского // Пензенская энциклопедия. М., 2001; И. Шишкин. Пензенский театр вчера и сегодня. Взгляд из зрительного зала. Пенза. 2011.</p>''А. Б. Краснова, И. С. Шишкин''
 
<p align="justify">'''ТЕА’ТР ПЕ’НЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНО’Й ДРАМАТИ’ЧЕСКИЙ И’МЕНИ А.В. ЛУНАЧА’РСКОГО''', отсчет его сезонов принято вести от 24 нояб. 1793, когда был сыгран первый спектакль «Обманщик» по пьесе Екатерины II в театре на 100 мест пенз. вице-губернатора И.М. Долгорукого. 20 сент. 1916 на Базарной пл. (ныне ул. Московская, 89) было открыто здание Нар. дома им. [[Александр II|Имп. Александра II]]. Арендовавшая его труппа Пенз. нар. театра (драм. кружок им. В.Г. Белинского) сыграла на нов. сцене комедию А.Н. Островского «Бедность не порок». Одним из первых реж. театра в Нар. доме стал в 1917 [[Струйский Пётр Петрович|П.П. Струйский]]. В его постановке вышли «Разбойники» Шиллера, «Проделки Скапена» Мольера, «Горячее сердце», «Бесприданница» А.Н. Островского и др. В 1918 драм. кружок им. В.Г. Белинского стал называться Гарнизон. театром. В поисках драматургии, созвучной событиям, театр обращался к пьесам, призывающим к действию. В репертуаре появились инсценировки «Овода» Э.Л. Войнич и «Спартака» Джованьоли, один за другим три спектакля о Степане Разине трех разн. авт. В 1919 П.П. Струйский первый поставил пьесу А.А. Вермишева «Красная правда», к-рая появилась затем на сценах мн. сов. театров.</p><p align="justify">25 окт. 1920 драм. театру было присвоено имя А.В. Луначарского, к-рый дважды (в 1924 и 1929) посетил П. В театре в разн. годы ставились его пьесы «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба». В 1920-е в театре работали реж. А.А. Трубецкой, А.И. Канин, Г.М. Васильев, А. Г. Ридаль, [[Собольщиков-Самарин (Собольщиков) Николай Иванович|Н.И. Собольщиков-Самарин]], Б.И. Пясецкий, Е.А. Брилль, В.А. Демерт. Наиб. яркими актерами были И. Слонов, М. Зенина, М. Горская, А. Хованский, [[Масальская Нина Николаевна|Н. Масальская]], З. Минаева, [[Шарлахов Виктор Петрович|В. Шарлахов]], [[Муратов Степан Михайлович|С. Муратов]], Н.С. Костюрина, В. Кумельский, С. Неделин, Д. Смирнов. В репертуаре, наряду с рус. и заруб. классикой, появились «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Броненосец 14-69» Вс. Иванова, «Город ветров» В. Киршона и др. В сезон ставилось больш. кол-во пьес, к-рые выдерживали всего по 3–10 представлений. Актерам приходилось играть от 25 до 50 ролей. Это влекло за собой текучесть творч. состава, зачастую невыс. качество спектаклей.</p><p align="justify">С кон. 1920-х в связи с тем, что Пенз. губ. была ликвидирована, театр переживает трудности. Его гл. реж., А.И. Канин, значит. сократил кол-во выпускаемых в сезон спектаклей. Однако были реконструированы помещения: гримуборные, цеха, на сцене устанавливается вращающ. круг для декораций, пополняется осветит. аппаратура.</p><p align="justify">В 1937 вышло решение Всесоюз. ком-та по делам иск-в «О стационировании периферийных театров, переводе их на работу с постоянными актерскими труппами». Сезоны 1930-х знаменательны спектаклями «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина в постановке Л. Южанского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» А. Корнейчука в постановке Н.А. Смирнова, «Чудак», «Далекое» А. Афиногенова (реж. О. Жданова).</p><p align="justify">В 1939 П. становится обл. городом, а театр имени А.В. Луначарского – обл. театром. В его репертуаре появились спектакли по пьесам М. Горького «Егор Булычев и другие», «Враги», «Мещане». В ноябре 1940 спектаклем «Человек с ружьем» по пьесе Н. Погодина (реж. В.П. Вольмар, [[Белов Евгений Николаевич|Е.Н. Белов]]) открылась пенз. театр. лениниана, к-рую в последующие годы продолжили «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Незабываемый 1919» Вс. Вишневского, «Семья» В. Попова. Ярко раскрылись в спектаклях этих лет таланты актеров [[Кирсанов Пётр Михайлович|П. Кирсанова]], Н. Костюриной, Н. Парамонова, К. Ангарской.</p><p align="justify">В годы Вел. Отеч. войны театром руководили А.Д. Треплев и Е.Н. Белов. В этот период в осн. шли пьесы совр. авторов: «Машенька» А. Афиногенова, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет» К. Симонова, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, а также классич. произведения: «Таланты и поклонники», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Три сестры» А.П. Чехова и др.</p><p align="justify">Тема Вел. Отеч. войны вошла в репертуар на мн. годы. Одним из первых театр инсценировал ром. А. Фадеева «Молодая гвардия». Лучш. спектаклями воен. тематики стали в 1950-е «Сильные духом» Д. Медведева, «Барабанщица» А. Салынского, «Таня» А. Арбузова, «В степях Украины», «Калиновая роща» А. Корнейчука, в 1970-е – «Берег» Ю. Бондарева, в 1980-е – «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Лицо неприкосновенное», по ром. В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», в 2010-е – «Не покидай меня» А. Дударева, «Василий Теркин» А. Твардовского.</p><p align="justify">После войны гл. реж. были Е.Г. Амантов, К.В. Эггерт, [[Самборская Лина Семёновна|Л.С. Самборская]], Н.А. Шевелев, Ю.Н. Мизецкий, Н.И. Верминский, Ю.В. Юровский, [[Гранатов Юрий Николаевич|Ю.Н. Гранатов]], [[Рейнгольд Семён Моисеевич|С.М. Рейнгольд]], А.В. Иванов и др. Каждый из них привносил свои идеи, реализация к-рых давала в сезон 10–15 нов. спектаклей. Успеху мн. постановок способствовал талант сценографа [[Епишин Георгий Дмитриевич|Г.Д. Епишина]], бывш. гл. худ. театра.</p><p align="justify">В 1983 дир. театра стал [[Огарёв Виктор Владимирович|В.В. Огарёв]], а с 1991 – и худож. рук. Приглашаются на разовые постановки спектаклей реж. разн. шк. и направлений. Рук. моск. «Театра на Юго-Западе» [[Белякович Валерий Романович|В.Р. Белякович]] поставил 10 спектаклей («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Куклы» В. Беляковича и др.). Успешным было сотрудничество с Малым акад. театром: реж. В.Н. Иванов поставил в П. спектакли «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги» по пьесам А. Островского, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского и «Поминальная молитва» Г. Горина. Постановщик из Венгрии Геза Балог поставил спектакль «Флора Тоот» Ш. Броди, Антал Ренц – мюзикл по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Спектакль «Тетушка Мэйми» Роберта Ли поставил амер. реж. Дэвид Кэплан. Неоднокр. приглашались реж. Б.Р. Гуревич (СПб.), С.А. Стеблюк (М.), П.Л. Монастырский (Самара) и др. Необходимо отметить, что в театре работали и свои реж. даже в отсутствии должности гл. реж. Так [[Гуляев Анатолий Сергеевич|А.С. Гуляев]], начинавший в 1960-х как актер, за 50 лет в Пенз. театре поставил ок. 120 спектаклей. В нач. XXI засл. артист РФ [[Конопатин Василий Яковлевич|В.Я. Конопатин]] осуществил неск. постановок, горячо принятых пенз. зрителем («Игроки» Н. Гоголя, «Дураки» Н. Саймона, «Как боги» Ю. Полякова, «Последняя жертва» А. Островского и др.).</p><p align="justify">На выезде в М. в театрах – Кремлевском, им. А.С. Пушкина, Театре наций, «Театре на Юго-Западе» – с успехом прошли спектакли [[Дмитрий Калинин|«Дмитрий Калинин»]] [[Белинский Виссарион Григорьевич|В.Г. Белинского]] (1957), [[Странный человек|«Странный человек»]] [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю. Лермонтова]] (1964), «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1966), «Тихий Дон» М. Шолохова, «Характеры» В. Шукшина, «Берег» Ю. Бондарева, «Святая святых» И. Друцэ, «Флора Тоот» Ш. Броди, «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского (1979), «Сад» Бар-Иосефа (1993) и др. Благодаря содружеству с Малым театром театр дважды гастролировал в М. со спектаклями «Волки и овцы», «Поминальная молитва», «Тифлисские свадьбы», «Гроза», «Иванов», «Wolfgang» и «Дядюшкин сон». Театр неоднокр. был участником всерос. фестивалей, до нач. 1990-х выезжал на гастроли в Киев, Львов, Тернополь, Сочи, Одессу, Севастополь, Керчь, Кисловодск, Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Самару и др. города. Театр ставил пьесы местн. драматургов: «Лермонтов» [[Налобин Виктор Пантелеймонович|В. Налобина]], «Родное крыльцо» [[Кирюшкин Владимир Иванович|В. Кирюшкина]], «Несколько майских дней», «Гастроли по-итальянски» [[Садчиков Владимир Николаевич|В. Садчикова]], «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Гусарская элегия» В. Садчикова и [[Инюшкин Николай Михайлович|Н. Инюшкина]]. В мае 1994 на базе пенз. театра проводилась Всерос. лаборатория молодой драматургии. Традиция проведения подобных мероприятий была продолжена после 2010 в здании нов. театра: творч. лаборатории совр. драматургии, читки нов. пьес, мастер-классы и т. п.</p><p align="justify">Период театра кон XX – нач. XXI можно назвать фестивальным: «Вехи» (Кострома), «Рубежи» (Владимир), «Островский в Доме Островского» (М.), «Театр Григория Горина» (М.), «Театральный дивертисмент» (Израйль), Фестиваль им. Н.Х. Рыбакова (Тамбов) и фестивали в П. «Театральный мост Пенза-Москва» (2002), «Театральные встречи на Суре» (2006, 2007), «Театральное Поволжье» (2011), [[Маскерадъ|«Маскерадъ»]]. Эти фестивали отчасти заменяли гастрольные поездки, к-рые в этот период трудно было организовать. К сожалению, этот период был отмечен и переходом в столичные театры ряда талант. актеров, оставивших пенз. сцену: [[Нехороших Александр Дмитриевич|А. Нехороших]], [[Бакалов Евгений Васильевич|Е. Бакалова]], Ю. Шайхисламова, [[Белогруд (Нехороших) Светлана Борисовна|С. Белогруд]] и др.</p><p align="justify">В 2006–2007 гл. реж. театра работал В. Маркин, поставивший бенефисный спектакль [[Репная Галина Евгеньевна|Г. Репной]] «Госпожа министерша» Б. Нушича. В. Гунин (гл. реж. театра в 2007–2009) поставил спектакль «Персидская сирень» по пьесе Н. Коляды, получивший приз 1-го Междунар. фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле.</p><p align="justify">2 янв. 2008 здание театра сгорело. В П. был организован обществ. Фонд помощи театру. Стр-во нов. здания началось сразу же под особым контролем со стороны Правит. Пенз. обл. и при фин. поддержке Президента РФ [[Путин Владимир Владимирович|В.В. Путина]]. Тем временем труппа театра продолжала работать на врем. сценич. площадке: в концертном зале «Молодежный» Пенз. колледжа культуры и иск-в. Уже 5 марта 2010 нов. театр открылся премьерой гоголевского «Ревизора» в постановке В. Беляковича. Впервые в пенз. театре появилась малая сцена, открытие к-рой так же было отмечено премьерой «Не покидай меня…» по пьесе А. Дударева. На малой сцене проходят камерные и эксперим. спектакли, в т.ч. постановки в рамках проекта «Из-под пера», знакомящего зрителей с последними новинками рос. драматургии.</p><p align="justify">2010 год стал трагич. в истории театра: ушли из жизни нар. арт. России [[Лозицкая Людмила Алексеевна|Л.А. Лозицкая]] и [[Тамбулатова Мария Ивановна|М.И. Тамбулатова]], мин. культуры Пенз. обл. [[Огарёв Виктор Владимирович|В.В. Огарев]], долгое время возглавлявший театр.</p><p align="justify">С сент. 2010 худож. рук. театра стал засл. арт. РФ [[Казаков Сергей Владимирович|С.В. Казаков]]. За это время труппа пополнилась мн. молодыми актерами, выпускниками театр. уч-щ страны. Были осуществлены ряд постановок, оставш. в пенз. театр. истории: «Чайка», «Вишневый сад» и «Жизнь прекрасна!» по мотивам произв. А. Чехова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Золушка» и «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса, «Господа Головлевы» Ф. Достоевского, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Кабала святош» М. Булгакова и др. В 2011 впервые на пенз. сцене был поставлен моноспектакль: «Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта, сыгр. засл. арт. РФ Г. Репной.</p><p align="justify">К нач. сезона 2017–2018 в труппе состояло 40 чел., в их числе засл. артисты РСФСР и РФ [[Вавилов Генрих Дмитриевич|Г. Вавилов]], [[Зеленченко Олег Трофимович|О. Зеленченко]], Г. Репная, В. Конопатин, [[Старовойт Наталья Витальевна|Н. Старовойт]], С. Казаков (худож. рук.), артисты Е. Панов, Г. Мазур, [[Смелова Альбина Владимировна|А. Смелова]], В. Матюкин, П. Тачков, Л. Стаханова, М. Соловьева, А. Арзямова, А Гальцева, В. Дупенко, Ю. Землянский, А. Ибраев, И. Кочетков, Ю. Кузьмина, Ю. Кошкина, М. Матвевнина, Е. Павлова, Н. Потапов, Ю. Черемухина, С. Пахомов и др.</p><p align="justify">'''''Ист.:''''' ТЭ. Доп. том; Долгорукий И.М. Повесть о рождении моем... Пг., 1916; Соболев Ю. За кулисами провинциального театра. М., 1928; Дмитревский В. Астроном верен звездам. Л., 1974; История русского драматического театра. Т. 1–7. М., 1977–1987; Пензенский драматический театр им. А.В. Луначарского. Пенза, 1983; Культурное строительство в Пензенском крае. Вып. 1–2; Наследие; Краснова А.Б. Театр Пензенский областной драматический имени А.В. Луначарского // Пензенская энциклопедия. М., 2001; И. Шишкин. Пензенский театр вчера и сегодня. Взгляд из зрительного зала. Пенза. 2011.</p>''А. Б. Краснова, И. С. Шишкин''

Навигация