Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1: −
<p align="justify">'''ТЕАТРА’ЛЬНАЯ ЖИЗНЬ'''. В 1793 пенз. вице-губернатор И. М. Долгорукий построил в П. на усадьбе Полчанинова здание театра на 100 мест. 24 нояб. состоялось первое представление: комедия Екатерины II «Обманщики». Спектакли игрались любителями по воскресеньям, изредка приглашались актеры из Симбирска. Репертуар составляли комедии A.П. Cумapoкoвa. С этого времени ''Т. ж.'' в Пенз. крае развивалась достаточно интенсивно. В нач. XIX в П. было 3 пост. театра «для публики», т.е. общедоступные: театр Горихвостова (итал. опера), В.И. Кожина (легкие перевод. комедии) и наиб. крупный и универсальный Г.В. Гладкова. Кроме того, в помещ. усадьбах функционировали домашние крепостные театры А.Б. Куракина (преим. оперы и балеты популярных комп. В. Мартини, Ф. Керцелли, а также драмы и комедии), театры В.О. Мацнева, Бекетовых, Араповых. «По количеству театров губерния была на третьем месте после Москвы и Петербурга, а среди провинциальных городов и губерний – на первом» (Т. Дынник), что дало повод именовать П. в шутку «мордовскими Афинами».</p>
+
<p align="justify">'''ТЕАТРА’ЛЬНАЯ ЖИЗНЬ'''. В 1793 пенз. вице-губернатор И. М. Долгорукий построил в П. на усадьбе Полчанинова здание театра на 100 мест. 24 нояб. состоялось первое представление: комедия Екатерины II «Обманщики». Спектакли игрались любителями по воскресеньям, изредка приглашались актеры из Симбирска. Репертуар составляли комедии A.П. Cумapoкoвa. С этого времени ''Т. ж.'' в Пенз. крае развивалась достаточно интенсивно. В нач. XIX в П. было 3 пост. театра «для публики», т.е. общедоступные: театр Горихвостова (итал. опера), В.И. Кожина (легкие перевод. комедии) и наиб. крупный и универсальный Г.В. Гладкова. Кроме того, в помещ. усадьбах функционировали домашние крепостные театры А.Б. Куракина (преим. оперы и балеты популярных комп. В. Мартини, Ф. Керцелли, а также драмы и комедии), театры В.О. Мацнева, [[Бекетовы|Бекетовых]], Араповых. «По количеству театров губерния была на третьем месте после Москвы и Петербурга, а среди провинциальных городов и губерний – на первом» (Т. Дынник), что дало повод именовать П. в шутку «мордовскими Афинами».</p>
   −
<p align="justify">Самым долговечным оказался театр Г.В. Гладкова, функциониров. с 1806 по 1821, и его сына В.Г. Гладкова – с 1821 по 1829, в спец. построен. здании, примыкавшем к дому хозяев (угол ул. Троицкой и Пушкарки, ныне – ул. Кирова и Замойского), на 25 лож и ок. 300 мест в партере и на галерее. Состав труппы был смешан.: крепостные актеры, любители и немногие профессионалы. Только за первые 7 лет было сыграно комедий 103, опер и балетов – 36, драм – 32, трагедий – 20, т.е. ок. 200 премьер. Ставились пьесы А.П. Сумарокова, В.А. Озерова, Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина, Мольера, П.-О. Бомарше, А. Коцебу, переложения из У. Шекспира и Вольтера. В труппе выделялись талант. трагик Сулейманов, актеры Бурдаев, Ханов и др. В 1820–1840-е эпизодически функционировали любител. домаш. театры Акимовых, Бахметевых, Кишенских, Чемесовых, П.Н. Арапова и губернатора ''А.А. Панчулидзева''. Посетивший П. в 1838 чиновник М.П. Жданов отметил, что здесь нет театра, но на ярмарке играла труппа Болеславского. Однако в городе ставились любител. спектакли, напр. комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1834), цензурное разрешение на публ. представления к-рой было дано лишь спустя 30 лет.</p>
+
<p align="justify">Самым долговечным оказался театр Г.В. Гладкова, функциониров. с 1806 по 1821, и его сына В.Г. Гладкова – с 1821 по 1829, в спец. построен. здании, примыкавшем к дому хозяев (угол ул. Троицкой и Пушкарки, ныне – ул. Кирова и Замойского), на 25 лож и ок. 300 мест в партере и на галерее. Состав труппы был смешан.: крепостные актеры, любители и немногие профессионалы. Только за первые 7 лет было сыграно комедий 103, опер и балетов – 36, драм – 32, трагедий – 20, т.е. ок. 200 премьер. Ставились пьесы А.П. Сумарокова, В.А. Озерова, Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина, Мольера, П.-О. Бомарше, А. Коцебу, переложения из У. Шекспира и Вольтера. В труппе выделялись талант. трагик Сулейманов, актеры Бурдаев, Ханов и др. В 1820–1840-е эпизодически функционировали любител. домаш. театры Акимовых, Бахметевых, Кишенских, Чемесовых, П.Н. Арапова и губернатора [[Панчулидзев Александр Алексеевич|А.А. Панчулидзева]]. Посетивший П. в 1838 чиновник М.П. Жданов отметил, что здесь нет театра, но на ярмарке играла труппа Болеславского. Однако в городе ставились любител. спектакли, напр. комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1834), цензурное разрешение на публ. представления к-рой было дано лишь спустя 30 лет.</p>
   −
<p align="justify">В 1846 пенз. помещик ''И.Н. Горсткин'' приобрел и отремонтировал здание театра Гладковых, ставил спектакли силами любителей и сдавал здание приезжим труппам профессионалов. В 1840–1850-е антрепризу держал Залесский с репертуаром романт. драм и трагедий («Эсмеральда» по В. Гюго, «Дочь разбойника», «Тридцать лет, или Жизнь игрока» и др.). В 1850 давала гастроли итал. опера, в 1853 – труппа моск. и петерб. актеров, в 1862–1863 шли спектакли изв. актера и реж. ''П.М. Медведева'', к-рый организовал в П. первое актерское т-во. В 1864 8 спектаклей сыграл знамен. американский трагик негритянского происхождения ''Айра Олдридж''.</p>
+
<p align="justify">В 1846 пенз. помещик [[Горсткин Иван Николаевич|И.Н. Горсткин]] приобрел и отремонтировал здание театра Гладковых, ставил спектакли силами любителей и сдавал здание приезжим труппам профессионалов. В 1840–1850-е антрепризу держал Залесский с репертуаром романт. драм и трагедий («Эсмеральда» по В. Гюго, «Дочь разбойника», «Тридцать лет, или Жизнь игрока» и др.). В 1850 давала гастроли итал. опера, в 1853 – труппа моск. и петерб. актеров, в 1862–1863 шли спектакли изв. актера и реж. [[Медведев Пётр Михайлович|П.М. Медведева]], к-рый организовал в П. первое актерское т-во. В 1864 8 спектаклей сыграл знамен. американский трагик негритянского происхождения [[Олдридж Айра Фредерик|Айра Олдридж]].</p>
   −
<p align="justify">В 1876 театр перешел к Л.И. Горсткину, продолживш. дело отца. Следует отметить антрепризу Г. Граббе, ставившего в Летнем саду мелодрамы и водевили, ''В.П. Далматова'' в сезоны 1877–1881, в труппе к-рого играл будущий писатель ''В.А. Гиляровский''. В репертуаре Далматова были пьесы А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф. Шиллера, У. Шекспира и др. Из актеров следует отметить бр. Адельгейм, Мамонта Дальского, Орленева, Федотову, семейство Садовских. После театра Горсткиных нек-рое время функционировал чисто коммерч. театр Вышеславцева. В нем начинали службу будущая нар. арт. Е.П. Корчагина-Александровская, актер Н.П. Россов, «чисто пензенский Гамлет» (Н. Буренин). В 1880–1890-е антрепризу держали реж. Дубовицкий, изв. драматург и актер Д.Т. Ленский, впервые поставивший в П. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, в спектаклях играли изв. артисты Андреев-Бурлак, Киселевский, комик Жуковский, Зорина.</p>
+
<p align="justify">В 1876 театр перешел к Л.И. Горсткину, продолживш. дело отца. Следует отметить антрепризу Г. Граббе, ставившего в Летнем саду мелодрамы и водевили, [[Далматов (Лучич) Василий Пантелеймонович|В.П. Далматова]] в сезоны 1877–1881, в труппе к-рого играл будущий писатель [[Гиляровский Владимир Алексеевич|В.А. Гиляровский]]. В репертуаре Далматова были пьесы А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф. Шиллера, У. Шекспира и др. Из актеров следует отметить бр. Адельгейм, Мамонта Дальского, Орленева, Федотову, семейство Садовских. После театра Горсткиных нек-рое время функционировал чисто коммерч. театр Вышеславцева. В нем начинали службу будущая нар. арт. Е.П. Корчагина-Александровская, актер Н.П. Россов, «чисто пензенский Гамлет» (Н. Буренин). В 1880–1890-е антрепризу держали реж. Дубовицкий, изв. драматург и актер Д.Т. Ленский, впервые поставивший в П. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, в спектаклях играли изв. артисты Андреев-Бурлак, Киселевский, комик Жуковский, Зорина.</p>
   −
<p align="justify">В 1896 организуется Пенз. нар. театр, открывший сезон пьесой А.Н. Островского «Бедность не порок». В его постановках участвовали члены ранее созд. драм. кружка имени Белинского: ''В.Э. Мейерхольд'', ''Д.С. Волков'', О.М. Мунт, а позже, уже в XX, ''И.И. Мозжухин'', будущий маршал ''М.Н. Тухачевский'' и др. Период существования театра (до 1918) ознаменован серьезной и плодотворной деятельностью. В его репертуаре наряду с традиц. классикой (Грибоедов, Сухово-Кобылин, Островский) были и совр. авторы: А.П. Чехов, Л. Андреев, Л.Н. Толстой, С. Найденов, Е. Чириков, К. Гамсун, Г. Гауптман, Г. Ибсен. Работа местн. театра не препятствует гастролям др. театров в П. В 1904 в П. приезжает Мейерхольд со своим «Товариществом Новой драмы», знакомя земляков с пьесами А.М. Горького. В 1911 гастролирует драм. труппа Д.С. Семченко, в 1912 – театр В.В. Чарского, в 1913 – антреприза Д.Ф. Константинова. Систематически гастролируют опера и оперетта (гл. обр. в летние сезоны). В иные годы в П. одноврем. работали 2–3 труппы. В 1916 открывается спец. построен. Нар. дом им. имп. Александра II, предоставивший театр. иск-ву превосх. сцену. Здание (ул. Московская, 89) до сих пор является осн. помещением стационар. Пенз. обл. драм. театра.</p>
+
<p align="justify">В 1896 организуется Пенз. нар. театр, открывший сезон пьесой А.Н. Островского «Бедность не порок». В его постановках участвовали члены ранее созд. драм. кружка имени Белинского: [[Мейерхольд Всеволод (Карл) Эмильевич|В.Э. Мейерхольд]], [[Волков Дмитрий Семёнович|Д.С. Волков]], О.М. Мунт, а позже, уже в XX, [[Мозжухин Иван Ильич|И.И. Мозжухин]], будущий маршал [[Тухачевский Михаил Николаевич|М.Н. Тухачевски]]''й'' и др. Период существования театра (до 1918) ознаменован серьезной и плодотворной деятельностью. В его репертуаре наряду с традиц. классикой (Грибоедов, Сухово-Кобылин, Островский) были и совр. авторы: А.П. Чехов, Л. Андреев, Л.Н. Толстой, С. Найденов, Е. Чириков, К. Гамсун, Г. Гауптман, Г. Ибсен. Работа местн. театра не препятствует гастролям др. театров в П. В 1904 в П. приезжает Мейерхольд со своим «Товариществом Новой драмы», знакомя земляков с пьесами А.М. Горького. В 1911 гастролирует драм. труппа Д.С. Семченко, в 1912 – театр В.В. Чарского, в 1913 – антреприза Д.Ф. Константинова. Систематически гастролируют опера и оперетта (гл. обр. в летние сезоны). В иные годы в П. одноврем. работали 2–3 труппы. В 1916 открывается спец. построен. Нар. дом им. имп. [[Александр II|Александра II]], предоставивший театр. иск-ву превосх. сцену. Здание (ул. Московская, 89) до сих пор является осн. помещением стационар. Пенз. обл. драм. театра.</p>
    
<p align="justify">В первые послереволюц. годы в городе возникают многочисл., часто кратковрем. самодеят. театр. коллективы. Так, только в 1918–1919 зафиксированы Камерный театр, Свободный театр (он же Театр худож. миниатюр), Гарнизон. (он же театр «Народный дом»), Летний театр им. Белинского и просто «Новый летний театр». Наконец, Пролеткультовский театр и еще Гос. студия драм. искусств.</p>
 
<p align="justify">В первые послереволюц. годы в городе возникают многочисл., часто кратковрем. самодеят. театр. коллективы. Так, только в 1918–1919 зафиксированы Камерный театр, Свободный театр (он же Театр худож. миниатюр), Гарнизон. (он же театр «Народный дом»), Летний театр им. Белинского и просто «Новый летний театр». Наконец, Пролеткультовский театр и еще Гос. студия драм. искусств.</p>
Строка 13: Строка 13:  
<p align="justify">Увлечение сценой носило более просвещенч., нежели театр.-худож. характер. Наиб. типична «Госдрамстудия», «насчитывающая до 119 курсантов», поставившая неск. пьес классич. репертуара и одноактных спектаклей-инсценировок. Пополнив состав преп. за счет выпускников местн. драм. частной школы Зениной, студия организовала еще и филиал при губвоенкомате – «175 курсантов-красноармейцев, преимущественно крестьян».</p>
 
<p align="justify">Увлечение сценой носило более просвещенч., нежели театр.-худож. характер. Наиб. типична «Госдрамстудия», «насчитывающая до 119 курсантов», поставившая неск. пьес классич. репертуара и одноактных спектаклей-инсценировок. Пополнив состав преп. за счет выпускников местн. драм. частной школы Зениной, студия организовала еще и филиал при губвоенкомате – «175 курсантов-красноармейцев, преимущественно крестьян».</p>
   −
<p align="justify">Б. серьезной была деят-сть театра «Народный дом». Репертуар его включал, помимо пьес, «созвучных эпохе» («Стенька Разин», «Вильгельм Телль», «Смерть Дантона» и др.), старую классику: Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Мольера, К. Гуцкова и даже «Царя Эдипа» Софокла. Кроме того, театр «стал давать не только драму, но и оперу из местных молодых сил»: оперной (''Ф.П. Вазерский'') и балетной (''И.В. Быстренина'') студий. Затем они выделились в самост. оперный театр «Те-ма», существов. до нач. 1919–1920-х В это же вр. театр. студии возникли и в уезд. городах: Инсаре, Саранске, Н. Ломове, Кузнецке.</p>
+
<p align="justify">Б. серьезной была деят-сть театра «Народный дом». Репертуар его включал, помимо пьес, «созвучных эпохе» («Стенька Разин», «Вильгельм Телль», «Смерть Дантона» и др.), старую классику: Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Мольера, К. Гуцкова и даже «Царя Эдипа» Софокла. Кроме того, театр «стал давать не только драму, но и оперу из местных молодых сил»: оперной ([[Вазерский Фёдор Петрович|Ф.П. Вазерский]]) и балетной ([[Быстренина Инна Владимировна|И.В. Быстренина]]) студий. Затем они выделились в самост. оперный театр «Те-ма», существов. до нач. 1919–1920-х В это же вр. театр. студии возникли и в уезд. городах: Инсаре, Саранске, Н. Ломове, Кузнецке.</p>
   −
<p align="justify">В 1920 театр получает статус проф. и ему присваивается имя А.В. Луначарского, пьесы к-рого – «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба» – шли на его сцене. Работа театра поражает своей интенсивностью: в отчете за янв. 1921 перечислены поставл. 22 драмы и 21 опера и указаны еще 24, принятые к постановке. В осн. это репертуар, типичный для большинства театров того времени.</p>
+
<p align="justify">В 1920 театр получает статус проф. и ему присваивается имя [[Луначарский Анатолий Васильевич|А.В. Луначарского]], пьесы к-рого – «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба» – шли на его сцене. Работа театра поражает своей интенсивностью: в отчете за янв. 1921 перечислены поставл. 22 драмы и 21 опера и указаны еще 24, принятые к постановке. В осн. это репертуар, типичный для большинства театров того времени.</p>
    
<p align="justify">В 1930–1940-е репертуар обновляется за счет нов. сов. пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Хлеб» и «Чудесный сплав» В. Киршона, «Платон Кречет» А. Корнейчука и мн. др.).</p>
 
<p align="justify">В 1930–1940-е репертуар обновляется за счет нов. сов. пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Хлеб» и «Чудесный сплав» В. Киршона, «Платон Кречет» А. Корнейчука и мн. др.).</p>
   −
<p align="justify">Важным событием в жизни Пенз. края было открытие в 1934 филиала моск. акад. Малого театра в с. Земетчино (см. ''Земетч. филиал моск. Малого театра''). В отличие от аналог. филиалов др. театров, комплектовались труппы из второстеп. актеров, в данном случае коллектив возглавил выдающийся реж. И.С. Платон, а в спектаклях принимали участие ведущие артисты. Неск. лет работал обл. колх.-совх. театр смешанного состава в Н. Ломове.</p>
+
<p align="justify">Важным событием в жизни Пенз. края было открытие в 1934 филиала моск. акад. Малого театра в с. Земетчино (см. [[Земетчинский филиал Московского Малого театра|Земетч. филиал моск. Малого театра]]). В отличие от аналог. филиалов др. театров, комплектовались труппы из второстеп. актеров, в данном случае коллектив возглавил выдающийся реж. И.С. Платон, а в спектаклях принимали участие ведущие артисты. Неск. лет работал обл. колх.-совх. театр смешанного состава в Н. Ломове.</p>
    
<p align="justify">В годы Вел. Отеч. войны Пенз. обл. драм. театр разрабатывает героико-патриот. тематику («Парень из нашего города» К.М. Симонова и его же «Русские люди», «Нашествие» Л.М. Леонова и др.). Артисты в составе творч. бриг. давали концерты и выступали перед бойцами Кр. Арм. В те же годы функциoниpует театр в Кузнецке.</p>
 
<p align="justify">В годы Вел. Отеч. войны Пенз. обл. драм. театр разрабатывает героико-патриот. тематику («Парень из нашего города» К.М. Симонова и его же «Русские люди», «Нашествие» Л.М. Леонова и др.). Артисты в составе творч. бриг. давали концерты и выступали перед бойцами Кр. Арм. В те же годы функциoниpует театр в Кузнецке.</p>
Строка 29: Строка 29:  
<p align="justify">Традиционно каждое лето на гастроли в П. приезжали театры из Смоленска, Ульяновска, Горького, Ростова, Липецка, Таганрога, Шахт, Ижевска, Челябинска, Перми, Волгограда, Казани, Краснодара, Тернополя, Саратова, Иванова, Куйбышева и др. Проходили гастроли столичных театров: Моск. обл. театра драмы, Моск. акад. Малого театра, с к-рым установлена долговрем. творч. связь. В свою очередь Пенз. театp посетил с гастролями немало городов страны, в т.ч. неоднокр. М., а в 1985 – Л. (ныне СПб.).</p>
 
<p align="justify">Традиционно каждое лето на гастроли в П. приезжали театры из Смоленска, Ульяновска, Горького, Ростова, Липецка, Таганрога, Шахт, Ижевска, Челябинска, Перми, Волгограда, Казани, Краснодара, Тернополя, Саратова, Иванова, Куйбышева и др. Проходили гастроли столичных театров: Моск. обл. театра драмы, Моск. акад. Малого театра, с к-рым установлена долговрем. творч. связь. В свою очередь Пенз. театp посетил с гастролями немало городов страны, в т.ч. неоднокр. М., а в 1985 – Л. (ныне СПб.).</p>
   −
<p align="justify">Начиная с 1980-х мн. спектакли в П. ставили изв. реж.: нар. арт. СССР П.Л. Монастырский («Крошка» Ж. Летраза, «Левша-92» В. Константинова и Б. Рацера), ''В. Белякович'' («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и др.), С. Стеблюк, Б. Гуревич, реж. из Венгрии Антал Ренц, Геза Балог. В свою очередь пенз. реж. С.М. Рейнгольд, А.В. Иванов ставили спектакли в Венгрии.</p>
+
<p align="justify">Начиная с 1980-х мн. спектакли в П. ставили изв. реж.: нар. арт. СССР П.Л. Монастырский («Крошка» Ж. Летраза, «Левша-92» В. Константинова и Б. Рацера), [[Белякович Валерий Романович|В. Белякович]] («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и др.), С. Стеблюк, Б. Гуревич, реж. из Венгрии Антал Ренц, Геза Балог. В свою очередь пенз. реж. [[Рейнгольд Семён Моисеевич|С.М. Рейнгольд]], А.В. Иванов ставили спектакли в Венгрии.</p>
   −
<p align="justify">Мн. лет в П. существует театр кукол, ныне «Кукольный дом» под рук. В.И. Бирюкова. Уже к концу 1990-х ему удалось создать свой, авторский театр, его спектакли получили мн. наград на рос. и междунар. фестивалях театров кукол, в частности «Русальская сказка» – Гран-при (Венгрия, 1999); «Зимняя сказка» – 1-я премия (Польша, 2002), призы «Лучшая работа режиссера» и «Лучший актерский ансамбль» на 16-ом Междунар. фестивале театров кукол (Сербия, 2009). Неоднократно спектакли Пенз. театра кукол номинировались на Нац. театр. премию «Золотая маска». В 1992 организован Пенз. ТЮЗ. В Кузнецке в 1970-х–2000-х работал эксцентрич. молодежный театр-студия «Бум».</p>
+
<p align="justify">Мн. лет в П. существует театр кукол, ныне [[Театр кукол «Кукольный дом»|«Кукольный дом»]] под рук. В.И. Бирюкова. Уже к концу 1990-х ему удалось создать свой, авторский театр, его спектакли получили мн. наград на рос. и междунар. фестивалях театров кукол, в частности «Русальская сказка» – Гран-при (Венгрия, 1999); «Зимняя сказка» – 1-я премия (Польша, 2002), призы «Лучшая работа режиссера» и «Лучший актерский ансамбль» на 16-ом Междунар. фестивале театров кукол (Сербия, 2009). Неоднократно спектакли Пенз. театра кукол номинировались на Нац. театр. премию «Золотая маска». В 1992 организован Пенз. ТЮЗ. В Кузнецке в 1970-х–2000-х работал эксцентрич. молодежный театр-студия «Бум».</p>
   −
<p align="justify">Особенностью ''Т. ж.'' послевоен. времени является интерес к тематике и драматургии краеведч. хар-ра. Впервые были поставлены юнош. драмы М.Ю. Лермонтова «Испанцы» и ''«Странный человек»'', трагедия В.Г. Белинского ''«Дмитрий Калинин»''. Ставились пьесы совр. местн. авт.: «Родное крыльцо» и «Мятежный год» ''В.И. Кирюшкина'', «Лермонтов» ''В.П. Налобина'', «Три дуэли» ''А.С. Гуляева'', «Несколько майских дней» ''В.Н. Садчикова'', «Главный разговор – завтра» М. и ''В. Сидоренко'', «Гусарская элегия» ''Н.М. Инюшкина'' и В.Н. Садчикова. Было мн. инсценировок прозы писателей-земляков и оригинал. драм. постановок на местн. телевидении (''В.Л. Садовского'', ''В.С. Стенькина'', ''К.Д. Вишневского'', Н.М. Инюшкина и др.).</p>
+
<p align="justify">Особенностью ''Т. ж.'' послевоен. времени является интерес к тематике и драматургии краеведч. хар-ра. Впервые были поставлены юнош. драмы [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю. Лермонтова]] «Испанцы» и [[Странный человек|«Странный человек»]], трагедия [[Белинский Виссарион Григорьевич|В.Г. Белинского]] [[Дмитрий Калинин|«Дмитрий Калинин»]]. Ставились пьесы совр. местн. авт.: «Родное крыльцо» и «Мятежный год» [[Кирюшкин Владимир Иванович|В.И. Кирюшкина]], «Лермонтов» [[Налобин Виктор Пантелеймонович|В.П. Налобина]], «Три дуэли» [[Гуляев Анатолий Сергеевич|А.С. Гуляева]], «Несколько майских дней» [[Садчиков Владимир Николаевич|В.Н. Садчикова]], «Главный разговор – завтра» М. и В. Сидоренко, «Гусарская элегия» [[Инюшкин Николай Михайлович|Н.М. Инюшкина]] и В.Н. Садчикова. Было мн. инсценировок прозы писателей-земляков и оригинал. драм. постановок на местн. телевидении ([[Садовский Владимир Лаврентьевич|В.Л. Садовского]], [[Стенькин Василий Степанович|В.С. Стенькина]], [[Вишневский Кирилл Дмитриевич|К.Д. Вишневского]], Н.М. Инюшкина и др.).</p>
   −
<p align="justify">В 1984 был открыт музей cцeнич. иск-ва в доме, некогда принадлеж. семейству Мейергольдов. В музее, носящем имя В.Э. Мейерхольда, проходят посвящ. его творч. наследию науч. конф. с участием ведущих отеч. и зарубеж. театроведов и искусствоведов. В 1999 г. Дом Мейерхольда провел первый в мире фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». На базе музея в 1985–2001 функционировал театр «Авансцена» (рук. ''Н.А. Кугель''), осуществлявший постановку одноактных пьес. В 2003 Н.А. Кугель создала здесь же ''Театр доктора Дапертутто'' – камерный театр, задуман. ею как театр масок, осн. на традициях итал. нар. театра, — одной из нереализов. идей В.Э. Мейерхольда.</p>
+
<p align="justify">В 1984 был открыт музей cцeнич. иск-ва в доме, некогда принадлеж. семейству Мейергольдов. В музее, носящем имя В.Э. Мейерхольда, проходят посвящ. его творч. наследию науч. конф. с участием ведущих отеч. и зарубеж. театроведов и искусствоведов. В 1999 г. Дом Мейерхольда провел первый в мире фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». На базе музея в 1985–2001 функционировал театр «Авансцена» (рук. [[Кугель Наталия Аркадьевна|Н.А. Кугель]]), осуществлявший постановку одноактных пьес. В 2003 [[Кугель Наталия Аркадьевна|Н.А. Кугель]] создала здесь же [[Театр Доктора Дапертутто|Театр доктора Дапертутто]] – камерный театр, задуман. ею как театр масок, осн. на традициях итал. нар. театра, — одной из нереализов. идей В.Э. Мейерхольда.</p>
   −
<p align="justify">С 1990-х в П. появились нов. театр. коллективы: театр. студия «Росток», ''«Театр на обочине»'' М. Михайловой, дет. муз. театр «Утро» С. Орешкиной (см. ''Театр детский камерный музыкальный «Утро»''), ТЮЗ г. Заречного и др.</p>
+
<p align="justify">С 1990-х в П. появились нов. театр. коллективы: театр. студия «Росток», [[Театр на обочине|«Театр на обочине»]] М. Михайловой, дет. муз. театр «Утро» С. Орешкиной (см. [[Театр детский камерный музыкальный «Утро»]]), ТЮЗ г. Заречного и др.</p>
    
<p align="justify">Пенз. обл. драм. театр им А.В. Луначарского стал использовать нов. формы работы со зрителями, актерами и реж., такие, как творч. лаборатории совр. драматургии, читки нов. пьес, мастер-классы, зрит. обсуждения спектаклей и т. п.</p>
 
<p align="justify">Пенз. обл. драм. театр им А.В. Луначарского стал использовать нов. формы работы со зрителями, актерами и реж., такие, как творч. лаборатории совр. драматургии, читки нов. пьес, мастер-классы, зрит. обсуждения спектаклей и т. п.</p>
   −
<p align="justify">С Пенз. краем тесно связаны мн. лица, имевшие непосредств. отношение к театру. Как драматурги выступали И.М. Долгорукий, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Салов, П.Н. Арапов, С.А. Найденов, выдающ. актерами и театр. деятелями были В.Э. Мейерхольд, И.И. Мозжухин, кинореж. ''В.И. Пудовкин'', театр. критик Н.Д. Волков, нар. артисты РСФСР ''П.М. Кирсанов'', ''Л.А. Лозицкая'', ''М.Я. Каплан'', ''М.С. Светин'', ''В.Ф. Смирнов'', ''З.В. Белова''.</p>
+
<p align="justify">С Пенз. краем тесно связаны мн. лица, имевшие непосредств. отношение к театру. Как драматурги выступали И.М. Долгорукий, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Салов, П.Н. Арапов, С.А. Найденов, выдающ. актерами и театр. деятелями были В.Э. Мейерхольд, И.И. Мозжухин, кинореж. [[Пудовкин Всеволод Илларионович|В.И. Пудовкин]], театр. критик Н.Д. Волков, нар. артисты РСФСР [[Кирсанов Пётр Михайлович|П.М. Кирсанов]], [[Лозицкая Людмила Алексеевна|Л.А. Лозицкая]], [[Каплан Михаил Яковлевич|М.Я. Каплан]], [[Светин Михаил Семёнович (Гольцман Михаил Соломонович)|М.С. Светин]], [[Смирнов Виктор Фёдорович|В.Ф. Смирнов]], [[Белова Зоя Васильевна|З.В. Белова]].</p>
    
«По туманной, но безошибочной классификации антрепренеров... город Пенза... всегда считался городом театральным» (А. Гладков).
 
«По туманной, но безошибочной классификации антрепренеров... город Пенза... всегда считался городом театральным» (А. Гладков).

Навигация