Одежда русская

Материал из Пензенская энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сарафан китайка. Начало XX в., с. Юлово Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский район Пензенской области)
Женский свадебный костюм. Конец XIX – начало XX в., с. Большая Ижмора Керенского уезда Пензенской губернии (ныне Земетчинский район Пензенский области)

ОДЕ’ЖДА РУ’ССКАЯ, комплекс одежды, бытовавший и сохранившийся в крест. среде на терр. Пенз. обл. до сер. ХХ. Отличалась нац. признаками, отражала эстет. принципы и моральные устои, присущие крест. костюму, сохраняла связь с локальными типами нар. костюма тех мест, откуда происходило рус. нас. Выполняла присущие нар. одежде функции: утилитарную, половозра­стную, соц., регион., обрядовую, маг.


Наиб. яркие нац. черты демонстрирует жен. одежда. Жен. О. р. Пенз. края можно разделить на 2 вида: 1-й – костюм, где обязат. деталью являлась понева; 2-й – костюм, где гл. ч. был сарафан. Но основу обеих видов составляла длинная рубаха со стоячим воротником. Обычно рубаха состояла из 2 ч., сшитых вместе на уровне груди: верхней ч., к-рая наз. «рукава», и нижней ч. – «стан». Рукава обычно шили из тонкого холста, а стан из б. грубой ткани. Посредине груди рубаха имела разрез, к-рый застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой. С появлением сарафана иногда стали шить из фаб. тканей короткие до пояса рубахи. Надевали их по праздникам, поверх холщовых рубах. В жен. О. р. 1-го вида поверх рубахи надевалась понева – род шерстяной юбки. Их обычно шили из син. домотканой шерсти и украшали кр. каймой по подолу. В особо торжеств. случаях женщины надевали кр. с темно-син. полосками поневу, длина к-рой достигала щиколоток. Поневный комплекс преобладал в Керенск. у., бытовал в Краснослобод., Наровч., Инсар., Саран., Пенз. у. Сарафан был гл. отличит. ч. 2-го вида жен. О. р. Он закрывал женщину «с головы до ног», именно так букв. переводится слово «сарафан» с иранских яз. Сарафаны шили из домотканой шерстяной черн., темно-син. и кр. тканей. По покрою они также делились на неск. типов. Сарафан держался на лямках (промцах). У одних сарафанов делался небольшой разрез на груди, край к-рого украшали вышивкой, у др. от подола до груди шел ряд пуговиц. Все сарафаны обязат. украшались нашитыми кр. или зел. лентами. Сарафанный комплекс преобладал в Городищ., Саран., Мокш., Краснослобод., Наровч., Инсар. у., бытовал в Чембар., Пенз., Н.-Ломов. у. В кон. XIX – нач. XX под влиянием гор. моды поневы и сарафаны были заменены «парочкой» – широкой юбкой и кофтой из однотипной ткани. С парочкой носили поясные фартуки, фартуки с грудкой из фаб. ткани. Кроме рубахи, поневы и сарафана в жен. костюм входили: передники (запон, занавеска), нагрудники, шутунчики, шушпаны, безрукавки и кофты.

Важную роль в жен. О. р. играли головные уборы. В осн. носили кички, сороки и платки, причем в каждом у. Пенз. губ. и даже селе они имели отличия в деталях. Общим для жен. головных уборов является то, что они всегда полностью прикрывали голову, чтобы не было видно волос, – это связано с древн. поверьями и традициями. Кичка состояла из твердого надлобного возвышения, к-рое изготовлялось из простег. холста или луба. Оно крепилось к волоснику, сшитому из холста в виде плотно облег. чепца. На него надевали позатыльник и сверху сороку. Позатыльник обычно делали из прямоугольного кусочка бархата т.о., чтобы он закрывал волосы на затылке. Сорока также шилась в виде чепца с широким ободком вокруг головы, «хвостом» и «крыльями» дл. до 40 см, к-рые завязывались сзади и лежали на спине. Шили ее из кр. сатина, атласа, шелка, а переднюю ч. обычно украшали вышивкой зол. нитью. Поверх сороки повязывали платок т.о., чтобы передняя ч. сороки была открытой. Во 2-й пол. XIX на смену кичкам пришли повойники – головные уборы типа шапочки с позатыльнем, в 1890-х – шлыки с платком. В нач. ХХ их заменяют платки и шали как фаб., так и кустарного произ-ва.

Жен. украшения делятся на 3 группы: головные (серьги, шарики из гусиного пуха – пушки), шейные (бусы, монисты, гайтаны, крестики, ладанки), украшения рук (кольца и перстни). Необходимой ч. одежды были пояса – плетеные или тканые, шир. от 1 до 10 см, с кистями на концах.

Наиб. распростран. видом жен. и муж. обуви в Пенз. губ. были лапти из липового или вязового лыка и нередко поршни из 1–2 кусков сыромятной кожи. По форме преобладали рус. или моск. лапти с закругл. головками, выполн. косым плетением. Их носили с суконными или холстинными онучами и привязывали к ногам ткаными в виде тесьмы или веревочными оборами. Но бытовали и т. н. «мордовские лапти» с 2-слойной подошвой. По этим лаптям жит. Пенз. обл. наз. «толстопятыми». Лапти носили с онучами, в Керенск. у. поверх онуч надевали черн. шерстяные повилы. Праздничной обувью были сапоги, к-рые делали из яловой кожи, юфти с пришивными голенищами. Женщины надевали т. н. коты в виде тяжелых кожаных галош. Зимняя обувь – валенки из овечьей шерсти.


О. р. девушек была гораздо скромнее жен. Рубаха с поясом была единств. одеждой девочек до 12 лет. В ненастные и холодные дни поверх рубахи надевали зипун или полушубок. В будние дни голову не покрывали вовсе или же ходили в платке. В праздники надевали головной убор в виде твердой налобной повязки или венка, к-рые сзади украшали разноцветными лентами.

Муж. О. р. была менее разнообразной: рубаха, порты и головной убор. Мужчины носили прямые туникообразные рубашки-косоворотки дл. до колена (с воротником или без него), с разрезом ворота сбоку (обычно слева и прикрытым планкой), выпущ. поверх нешироких штанов (порты) темного цвета и подпояс. поясом. Шилась рубаха из отбел. холста, крашенины, пестряди, в кон. XIX – нач. ХХ из фаб. тканей: сатина, ситца, кашемира. Ворот, планка, рукава, подол декорировались вышитым шерстяными или хлопчатобумажными нитями геометр. орнаментом. В селах Керенск. у. в кач-ве материала муж. рубах широко использовалось браное ткачество. Зажиточные крестьяне шили порты из сукна, фаб. шерстяной ткани. Крой портов традиц., общерус. с трапециевидными вставками. В кон. XIX – нач. XX в муж. одежде появляется пиджачная пара из фаб. ткани. С подобной парой носили жилеты из плиса, сукна, выкроенные рубахи дл. до середины бедра. Головные уборы были разнообразны по форме, однако наиб. часто носили валянные из бел., серой или коричневой шерсти с тульей и небольшими полями шляпы и колпаки без полей. Влияние гор. моды проявилось в активном распространении матерчатых картузов с лаковым козырьком.

Формы верхней одежды были немногочисл. и обычно единообразными для мужчин и женщин. Наиб. распростран. были кафтаны с клиньями по бокам, запахивающимся глубоко на лев. сторону (сермяги, зипуны), или длинные прямоспинные, расширяющиеся книзу халаты (армяки). Женщины, кроме того, носили разного рода куртки: корсетки, монарки, коротайки. Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы. Верхнюю одежду обычно подпоясывали широким и длинным (3 м) поясом – кушаком. В наст. время О. р. сохраняется в модернизиров. виде как концертный костюм.

Ист.: Целиков Н., Застрожный В. Пензенский русский народный костюм. Пенза, 1958; Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994; Русские. М., 1999; Белорыбкин Г.Н., Ефремова Е.Н. Одежда русская // Пензенская энциклопедия. М., 2001; Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний: середина XIX – середина XX столетий. Пб.; Пенза, 2003.

В. И. Первушкин