Никулин Валентин Иванович: различия между версиями

Материал из Пензенская энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Никулин ВИ 2 пр 1.jpg|мини|336x336пкс|Валентин Иванович Никулин]]
 
[[Файл:Никулин ВИ 2 пр 1.jpg|мини|336x336пкс|Валентин Иванович Никулин]]
<p align="justify"> '''НИКУ’ЛИН''' Валентин Иванович (род. 18.09.1951, р. п. Исса Пенз. обл.), педагог, историк, руководитель органов образования, Засл. учитель школы РФ (1994). В 1973 окончил истор.-филол. ф-т [[Пензенский государственный педагогический институт (университет) имени В.Г. Белинского|ПГПИ им. В.Г. Белинского]]. С 1975 по 1982 работал учителем истории и обществоведения в ср. школе №24 П., в 1982–1984 завучем ср. школы №3 П. В 1984 был назначен директором школы №13. В 1987 возглавил Пенз. гороно и руководил отделом нар. образования адм-ции города П. до 1994. В 1994–1998 начальник Департамента образования Пенз. обл. (позже Управление образования Пенз. обл.). Защитил канд. диссертацию на тему «Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства» (1997). С 1998 доцент ПГТА, декан финансово-экономического ф-та Пенз. филиала МОСУ, с 2013 советник при ректорате [[Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС)|ПГУАС]], с 2017 советник при ректорате [[Пензенский государственный технологический университет|ПензГТУ]].</p>
+
<p align="justify"> '''НИКУ’ЛИН''' Валентин Иванович (род. 18.09.1951, р. п. Исса Пенз. обл.), педагог, историк, руководитель органов образования, «Заслуженный учитель школы Российской Федерации»(1994). В 1973 окончил истор.-филол. ф-т ПГПИ им. В. Г. Белинского, получив диплом учителя истории и обществоведения средней школы. С 1975 по 1982 работал учителем истории и обществоведения в ср. школе № 24 П., в 1982-1984 завучем ср. школы № 3 П. В 1984 был назначен директором школы № 13. В 1987 возглавил Пенз. ГорОНО и руководил отделом нар. образования адм-ии города П. до 1994. В период его руководства в школах города открывались новые типы образовательных учреждений, классы углубленного изучения предметов, налаживалось взаимодействие с вузами; в учебно-воспитательный процесс и практику управления школой активно внедрялись передовые научные разработки, наблюдался активный приток молодых специалистов. Приоритетным направлением своей деятельности Н. считал совершенствование системы общего образования. Пристальное внимание он уделял состоянию материально-технической базы общеобразовательных учреждений, созданию условий для эффективной работы подростковых клубов города, внедрению новых дошкольных образовательных программ, открытию специализированных детских садов. В 1994-1998 –  начальник Департамента образования Пенз. обл. (позже Управление образования Пенз. обл.). В эти годы проводилась  целенаправленная работа по развитию региональной системы образования, связанная с определением её содержания, с формированием единых подходов в управлении на региональном и муниципальном уровнях; велась  разработка и введение курсов краеведческой направленности, позволяющих детям осознать свою сопричастность к прошлому и настоящему сурского края; активно развивалась служба психолого-педагогического сопровождения.  У пензенских школьников появляется первый региональный школьный дневник.  Н. реализовал новую образовательную политику на региональном уровне. Под его непосредственным руководством были разработаны и изданы серии региональных учебников и учебных пособий, которые востребованы и в нач. XXI в. По его поручению в 1993-1995  первая группа пенз. директоров школ и специалистов органов  образования Пенз. обл. обучалась  в РГПИ им.  Герцена (Санкт-Петербург) по направлению «Менеджмент в управлении образованием», а с 2010    на федеральном уровне требования по получению второго высшего образования для руководителей стали обязательными. Защитил канд. диссертацию на тему «Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства» (1997).   С 1998 доцент ПГТА, декан финансово-экономического ф-та Пенз. филиала МОСУ, с 2013 советник при ректорате ПГУАС, с 2017 советник при ректорате ПензГТУ.  По его инициативе и с участием Управления образования П. появились  и  работают ряд  профориентационных  образовательных проектов в вузах: «Академия юных архитекторов и дизайнеров» при ПГУС, «Малая промышленная академия» при ПензГТУ, проект «Инженерная школа(класс) в составе образовательной организации».
 +
Награжден значком «Отличник народного просвещения» (1990), памятным знаком «За заслуги в развитии города Пензы»(2011); медалью «В память 350-летия Пензы». </p>
  
'''''Соч.:''''' Пензенское земство. Уроки культурно-просветительской деятельности 1865–1917 гг. Пенза, 1996; Очерки истории народного образования Пензенского края. Пенза, 1997 (колл. авт.).
+
'''''Соч.:''''' Пензенское земство. Уроки культурно-просветительской деятельности 1865-1917 гг,  П., 1996; Очерки истории народного образования Пензенского края. П., 1997 (колл. авт.).
  
'''''Ист.:''''' Ефремов В.Ф. История гороно в лицах. П., 2009; Он же. Книга памяти и почета заслуженных учителей и учителей-орденоносцев города Пензы. П., 2010.
+
'''''Ист.:''''' Ефремов В.Ф. История ГорОНО в лицах. П., 2009; Он же. Книга памяти и почета заслуженных учителей и учителей-орденоносцев города Пензы. П., 2010; Куприянова Екатерина. Валентин Никулин – человек международного масштаба// Улица Московская. 2016. 16 сент.
  
 
''В. А. Власов''
 
''В. А. Власов''
  
 
[[Категория:История]]
 
[[Категория:История]]

Версия 10:31, 18 апреля 2022

Валентин Иванович Никулин

НИКУ’ЛИН Валентин Иванович (род. 18.09.1951, р. п. Исса Пенз. обл.), педагог, историк, руководитель органов образования, «Заслуженный учитель школы Российской Федерации»(1994). В 1973 окончил истор.-филол. ф-т ПГПИ им. В. Г. Белинского, получив диплом учителя истории и обществоведения средней школы. С 1975 по 1982 работал учителем истории и обществоведения в ср. школе № 24 П., в 1982-1984 завучем ср. школы № 3 П. В 1984 был назначен директором школы № 13. В 1987 возглавил Пенз. ГорОНО и руководил отделом нар. образования адм-ии города П. до 1994. В период его руководства в школах города открывались новые типы образовательных учреждений, классы углубленного изучения предметов, налаживалось взаимодействие с вузами; в учебно-воспитательный процесс и практику управления школой активно внедрялись передовые научные разработки, наблюдался активный приток молодых специалистов. Приоритетным направлением своей деятельности Н. считал совершенствование системы общего образования. Пристальное внимание он уделял состоянию материально-технической базы общеобразовательных учреждений, созданию условий для эффективной работы подростковых клубов города, внедрению новых дошкольных образовательных программ, открытию специализированных детских садов. В 1994-1998 – начальник Департамента образования Пенз. обл. (позже Управление образования Пенз. обл.). В эти годы проводилась целенаправленная работа по развитию региональной системы образования, связанная с определением её содержания, с формированием единых подходов в управлении на региональном и муниципальном уровнях; велась разработка и введение курсов краеведческой направленности, позволяющих детям осознать свою сопричастность к прошлому и настоящему сурского края; активно развивалась служба психолого-педагогического сопровождения. У пензенских школьников появляется первый региональный школьный дневник. Н. реализовал новую образовательную политику на региональном уровне. Под его непосредственным руководством были разработаны и изданы серии региональных учебников и учебных пособий, которые востребованы и в нач. XXI в. По его поручению в 1993-1995 первая группа пенз. директоров школ и специалистов органов образования Пенз. обл. обучалась в РГПИ им. Герцена (Санкт-Петербург) по направлению «Менеджмент в управлении образованием», а с 2010 на федеральном уровне требования по получению второго высшего образования для руководителей стали обязательными. Защитил канд. диссертацию на тему «Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства» (1997). С 1998 доцент ПГТА, декан финансово-экономического ф-та Пенз. филиала МОСУ, с 2013 советник при ректорате ПГУАС, с 2017 советник при ректорате ПензГТУ. По его инициативе и с участием Управления образования П. появились и работают ряд профориентационных образовательных проектов в вузах: «Академия юных архитекторов и дизайнеров» при ПГУС, «Малая промышленная академия» при ПензГТУ, проект «Инженерная школа(класс) в составе образовательной организации». Награжден значком «Отличник народного просвещения» (1990), памятным знаком «За заслуги в развитии города Пензы»(2011); медалью «В память 350-летия Пензы».

Соч.: Пензенское земство. Уроки культурно-просветительской деятельности 1865-1917 гг, П., 1996; Очерки истории народного образования Пензенского края. П., 1997 (колл. авт.).

Ист.: Ефремов В.Ф. История ГорОНО в лицах. П., 2009; Он же. Книга памяти и почета заслуженных учителей и учителей-орденоносцев города Пензы. П., 2010; Куприянова Екатерина. Валентин Никулин – человек международного масштаба// Улица Московская. 2016. 16 сент.

В. А. Власов