Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  
<p align="justify"> '''ЛИТЕРАТУ’РНАЯ ЖИ’ЗНЬ''' края подразумевает деятельность местных творч. сил, к-рые участвуют в создании лит.-худож. произведений, публицистики и лит. критики и публикуют их; организацию издательской деятельности (книги, периодика); поддержание лит. интересов в обществе: организацию лит. вечеров, конференций, встреч с читателями; влияние на окружающее общество. Применительно к Пенз. краю до кон. XIX можно говорить лишь о присутствии в разное время ряда крупных писателей; относительно немногие из них создавали здесь произведения (Г.Р. Державин, И.М. Долгорукий, М.Ю. Лермонтов, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Н.П. Огарев); в творчестве других впечатления местной действительности отразились уже после их отъезда из П. (М.Н. Загоскин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, В.А. Слепцов, И.А. Салов; позже – В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Ф.В. Гладков, А.Г. Малышкин, П.И. Замойский и др.). Но и в том, и в другом случае их произв. публиковались за пределами Пенз. края.</p>
 
<p align="justify"> '''ЛИТЕРАТУ’РНАЯ ЖИ’ЗНЬ''' края подразумевает деятельность местных творч. сил, к-рые участвуют в создании лит.-худож. произведений, публицистики и лит. критики и публикуют их; организацию издательской деятельности (книги, периодика); поддержание лит. интересов в обществе: организацию лит. вечеров, конференций, встреч с читателями; влияние на окружающее общество. Применительно к Пенз. краю до кон. XIX можно говорить лишь о присутствии в разное время ряда крупных писателей; относительно немногие из них создавали здесь произведения (Г.Р. Державин, И.М. Долгорукий, М.Ю. Лермонтов, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Н.П. Огарев); в творчестве других впечатления местной действительности отразились уже после их отъезда из П. (М.Н. Загоскин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, В.А. Слепцов, И.А. Салов; позже – В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Ф.В. Гладков, А.Г. Малышкин, П.И. Замойский и др.). Но и в том, и в другом случае их произв. публиковались за пределами Пенз. края.</p>
   −
<p align="justify"> В кон. XIX – нач. XX ''Л. ж.'' принимает иной характер, что связано с деятельностью Лермонтовского общества и Пушкинского общества, библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Организуются чествования в связи с памятными датами Лермонтова (1891), Крылова и Никитина (1897), Белинского (1898, 1911), Пушкина (1899), Загоскина (1902), Льва Толстого (1908), Гоголя (1909) и др. писателей, лит.-муз. вечера. Установлены бюсты Лермонтова и Пушкина. В «Пензенских губернских ведомостях» и «Пензенском городском вестнике» печатаются театр. рецензии и краеведч. очерки Н. Прозина, П. Столыпина, Ф. Чекалина, А. Селиванова, Г. Петерсона, В. Хохрякова и др. Изредка выпускались отд. издания: сб. «Памяти В.Г. Белинского», кн. стихов Н. Безобразова, И. Зимаева, Г. Сазонова, С. Шишкина. Пенз. край посещают М. Горький, И. Потапенко, В. Ладыженский, В. Волжин, А. Плещеев, С. Найденов, Ф. Сологуб, П. Висковатов. Известный резонанс вызвал приезд футуристов (1914) – В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Каменского. В П. выступали с лекциями и докладами видные ученые-литературоведы Ю. Айхенвальд, П. Коган, П. Сакулин, В. Переверзев, В. Фриче. Нек-рую консолидирующую роль играл лит. салон меценатов К.К. и Л.Н. Цеге, вокруг к-рого группировалась творч. интеллигенция (см. ''Салон Цеге'').</p>
+
<p align="justify"> В кон. XIX – нач. XX ''Л. ж.'' принимает иной характер, что связано с деятельностью Лермонтовского общества и Пушкинского общества, библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Организуются чествования в связи с памятными датами Лермонтова (1891), Крылова и Никитина (1897), Белинского (1898, 1911), Пушкина (1899), Загоскина (1902), Льва Толстого (1908), Гоголя (1909) и др. писателей, лит.-муз. вечера. Установлены бюсты Лермонтова и Пушкина. В «Пензенских губернских ведомостях» и «Пензенском городском вестнике» печатаются театр. рецензии и краеведч. очерки Н. Прозина, П. Столыпина, Ф. Чекалина, А. Селиванова, Г. Петерсона, В. Хохрякова и др. Изредка выпускались отд. издания: сб. «Памяти В.Г. Белинского», кн. стихов Н. Безобразова, И. Зимаева, Г. Сазонова, С. Шишкина. Пенз. край посещают М. Горький, И. Потапенко, В. Ладыженский, В. Волжин, А. Плещеев, С. Найденов, Ф. Сологуб, П. Висковатов. Известный резонанс вызвал приезд футуристов (1914) – В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Каменского. В П. выступали с лекциями и докладами видные ученые-литературоведы Ю. Айхенвальд, П. Коган, П. Сакулин, В. Переверзев, В. Фриче. Нек-рую консолидирующую роль играл лит. салон меценатов К.К. и Л.Н. Цеге, вокруг к-рого группировалась творч. интеллигенция (см. [[Салон Цеге]]).</p>
    
<p align="justify"> Февральская рев-ция стимулировала бурное развитие печатного слова. Возникают многочисл. газеты и журналы, в т.ч. и в уездах, где до этого их, за редким исключением, не было. Лит. интересы довольно широки: появляется мн. авторов, среди к-рых и те, кто впервые пробует силы в лит. творчестве. Почти ни одна газета, ни один журнал не обходятся без стихов, рассказов, фельетонов. Возникают различные лит. кружки, общества, студии. Наиб. многочисл. и долговечным был Пролеткульт, издававший ж. «Пролетарий» (К. Гладков, А. Марьин, Петр Страдалец, Вас. Сорокин, Газон, П. Мартынов и др.). Об-во «безработных интеллигентов» группировалось вокруг ж. «Эстетика», жестоко раскритикованного А. Малышкиным (А. Горшков, В. Розанов, Г. Сокольский, З. Аладинская и др.). Участники Художественного клуба печатаются в альманахах «Комедиант» и «Исход» (А. Мариенгоф, И. Старцев, Б. Вирганский, Г. Колобов и др.). Публикуются произв. местных авторов и в уездах [стихи П. Дружинина в газ. «Плуг и молот» (Наровчат), собств. издания Г. Смагина в с. Атмис Н.-Ломов. у. и др.]. Однако творч. успехи пенз. литераторов этого периода были весьма невысоки.</p>
 
<p align="justify"> Февральская рев-ция стимулировала бурное развитие печатного слова. Возникают многочисл. газеты и журналы, в т.ч. и в уездах, где до этого их, за редким исключением, не было. Лит. интересы довольно широки: появляется мн. авторов, среди к-рых и те, кто впервые пробует силы в лит. творчестве. Почти ни одна газета, ни один журнал не обходятся без стихов, рассказов, фельетонов. Возникают различные лит. кружки, общества, студии. Наиб. многочисл. и долговечным был Пролеткульт, издававший ж. «Пролетарий» (К. Гладков, А. Марьин, Петр Страдалец, Вас. Сорокин, Газон, П. Мартынов и др.). Об-во «безработных интеллигентов» группировалось вокруг ж. «Эстетика», жестоко раскритикованного А. Малышкиным (А. Горшков, В. Розанов, Г. Сокольский, З. Аладинская и др.). Участники Художественного клуба печатаются в альманахах «Комедиант» и «Исход» (А. Мариенгоф, И. Старцев, Б. Вирганский, Г. Колобов и др.). Публикуются произв. местных авторов и в уездах [стихи П. Дружинина в газ. «Плуг и молот» (Наровчат), собств. издания Г. Смагина в с. Атмис Н.-Ломов. у. и др.]. Однако творч. успехи пенз. литераторов этого периода были весьма невысоки.</p>

Навигация