Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:  
<p align="justify">Определен. роль ''Д. п.'' играло в орг-ции системы нар. просвещения. До создания гос. системы образования представители ''Д. п.'' обучали детей частным порядком. В 90-х XVIII только в Саранске частные школы открыли 15 дух. лиц. В нач. XX, когда сложилась система церк.-приходских школ, 26 представителей духовенства (3 священника, 8 дьяконов, 15 псаломщиков) были в них учителями общеобразоват. предметов, а 357 духовных лиц — учителями Закона Божия. ''Д. п''. было также «законоучителями» во всех учеб. заведениях, к-рых в Пенз. епархии было б. 500.</p>
 
<p align="justify">Определен. роль ''Д. п.'' играло в орг-ции системы нар. просвещения. До создания гос. системы образования представители ''Д. п.'' обучали детей частным порядком. В 90-х XVIII только в Саранске частные школы открыли 15 дух. лиц. В нач. XX, когда сложилась система церк.-приходских школ, 26 представителей духовенства (3 священника, 8 дьяконов, 15 псаломщиков) были в них учителями общеобразоват. предметов, а 357 духовных лиц — учителями Закона Божия. ''Д. п''. было также «законоучителями» во всех учеб. заведениях, к-рых в Пенз. епархии было б. 500.</p>
 
<p align="justify">Законы Росс. империи возлагали на ''Д. п.'' исполнение нек-рых функций органов власти. Приходское духовенство регистрировало акты гражд. состояния, оглашало в храмах наиб. важные правовые акты, распоряжения высших светских властей. Это приводило к тому, что на представителей ''Д. п.'' смотрели как на офиц. гос. чиновников. Отсюда негативное отношение к ним со стороны части нас. По своим полит. пристрастиям ''Д. п''. не было однородным. Значит. часть пенз. духовенства поддерживала самодержавие, и лишь небольшое число духовных лиц симпатизировало соц. низам. Священник Ф. Померанцев за поддержку крестьян во время Кандиевского восстания (1861) был пожизненно заточен в Соловецкий монастырь. Неоднозначно отнеслось духовенство Пенз. епархии к полит. событиям 1917. На собрании гор. духовенства 12 марта 1917 приветствовалось «нарождение новой свободной России». Др. часть духовенства сохранила монархич. убеждения. После Окт. рев-ции статус ''Д. п''. изменился: были упразднены все сословные привилегии, отменено гос. жалованье (содержание за счет добровольных пожертвований прихожан), национализированы церк. и монаст. земли. Конституция 1918 лишила духовенство как эксплуататорское сословие избират. прав и т. п. Это вызвало недовольство части пенз. духовенства, подтолкнув нек-рых его представителей к участию в открытых выступлениях против Сов. власти (в с. Кучки, Хомутовка, Устье и др.). Нас. было возмущено закрытием церквей, арестами священников и акциями по изъятию хлеба и денег. Выступления подавлялись вооружен. путем.</p>
 
<p align="justify">Законы Росс. империи возлагали на ''Д. п.'' исполнение нек-рых функций органов власти. Приходское духовенство регистрировало акты гражд. состояния, оглашало в храмах наиб. важные правовые акты, распоряжения высших светских властей. Это приводило к тому, что на представителей ''Д. п.'' смотрели как на офиц. гос. чиновников. Отсюда негативное отношение к ним со стороны части нас. По своим полит. пристрастиям ''Д. п''. не было однородным. Значит. часть пенз. духовенства поддерживала самодержавие, и лишь небольшое число духовных лиц симпатизировало соц. низам. Священник Ф. Померанцев за поддержку крестьян во время Кандиевского восстания (1861) был пожизненно заточен в Соловецкий монастырь. Неоднозначно отнеслось духовенство Пенз. епархии к полит. событиям 1917. На собрании гор. духовенства 12 марта 1917 приветствовалось «нарождение новой свободной России». Др. часть духовенства сохранила монархич. убеждения. После Окт. рев-ции статус ''Д. п''. изменился: были упразднены все сословные привилегии, отменено гос. жалованье (содержание за счет добровольных пожертвований прихожан), национализированы церк. и монаст. земли. Конституция 1918 лишила духовенство как эксплуататорское сословие избират. прав и т. п. Это вызвало недовольство части пенз. духовенства, подтолкнув нек-рых его представителей к участию в открытых выступлениях против Сов. власти (в с. Кучки, Хомутовка, Устье и др.). Нас. было возмущено закрытием церквей, арестами священников и акциями по изъятию хлеба и денег. Выступления подавлялись вооружен. путем.</p>
<p align="justify">В 1920-х в среде ''Д. п.'' произошел раскол по вопросам отношения к власти и реформе в церкви. Часть духовенства встала на лояльные позиции по отношению к коммунистич. правит. и выступила с программой радикальных изменений в правосл. церкви (см. ''Обновленчество''). В период голода в Поволжье (1921–1922) осн. масса пенз. духовенства одобрительно отнеслась к изъятию церк. имущества на нужды голодающих. Конфликты на этой почве имели место в Городищ., Мокш., Саран. и др. уездах (в селах Вышелей, Пазелки, Шейно и др.).</p>
+
<p align="justify">В 1920-х в среде ''Д. п.'' произошел раскол по вопросам отношения к власти и реформе в церкви. Часть духовенства встала на лояльные позиции по отношению к коммунистич. правит. и выступила с программой радикальных изменений в правосл. церкви (см. [[Обновленчество]]). В период голода в Поволжье (1921–1922) осн. масса пенз. духовенства одобрительно отнеслась к изъятию церк. имущества на нужды голодающих. Конфликты на этой почве имели место в Городищ., Мокш., Саран. и др. уездах (в селах Вышелей, Пазелки, Шейно и др.).</p>
 
<p align="justify">После 1927 в связи с воззванием Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия ''Д. п''. встает на лояльные позиции по отношению к Сов. власти, приняв идею полит. нейтралитета. Это не спасло его от полит. репрессий 1930-х. Из всего числа репрессированных за веру, связанных с Пенз. краем (ок. 2200 человек), б. 30 человек прославлены Русской Церковью в лике святых и причислены к Собору новомучеников и исповедников России (среди них священномученики Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский; Феодор (Смирнов) епископ Пензенский; священноисповедник иерей Иоанн Оленевский (Калинин) и др.).</p>
 
<p align="justify">После 1927 в связи с воззванием Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия ''Д. п''. встает на лояльные позиции по отношению к Сов. власти, приняв идею полит. нейтралитета. Это не спасло его от полит. репрессий 1930-х. Из всего числа репрессированных за веру, связанных с Пенз. краем (ок. 2200 человек), б. 30 человек прославлены Русской Церковью в лике святых и причислены к Собору новомучеников и исповедников России (среди них священномученики Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский; Феодор (Смирнов) епископ Пензенский; священноисповедник иерей Иоанн Оленевский (Калинин) и др.).</p>
 
<p align="justify">Правов. статус ''Д. п''., ограниченный в первые годы Сов. власти, позже не отличался от правов. положения др. граждан страны. Но гос-во вторгалось в сферу деят-сти ''Д. п''. Сов. законодательство о религ. культах требовало обязат. регистрации ''Д. п''., запрещало церк. благотворительность, катехизаторскую деят-ть, публичные богослужения в гос. учреждениях, религ. передачи и публикации в СМИ. Священнослужители были отстранены от руководства приходами, не могли занимать должности в органах просвещения, организовывать дет. религ. кружки по обучению религии. Священник не имел права посещать людей, за искл. умирающих и тяжело больных. В больницах, домах престарелых и местах заключения он мог исполнять свои обязанности духовника лишь тогда, когда ему предоставлялось отд. помещение. Религ. шествия, совершение религ. обрядов и церемоний под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих допускались с особого разрешения исполкомов местных советов. Моления в местах большого скопления людей, организация паломничества верующих к святым местам считались нарушениями обществ. порядка. Отд. должностные лица стремились сократить религ. обрядность путем запретов для ''Д. п''. проводить обряды, разрешенные закон-вом (соборование и причащение умирающих, тяжелобольных в домах верующих по их просьбе, обслуживание разл. требами лиц из др. р-нов и обл. совершение религ. обрядов в будние дни и крестных ходов вокруг церкви, колокольный звон). ''Д. п''. возмущали также повыш. налог, взимаемый гос-вом (до 80% заработка), и 4-кратная от обычных норм кварт. плата (отменено с 1980).</p>
 
<p align="justify">Правов. статус ''Д. п''., ограниченный в первые годы Сов. власти, позже не отличался от правов. положения др. граждан страны. Но гос-во вторгалось в сферу деят-сти ''Д. п''. Сов. законодательство о религ. культах требовало обязат. регистрации ''Д. п''., запрещало церк. благотворительность, катехизаторскую деят-ть, публичные богослужения в гос. учреждениях, религ. передачи и публикации в СМИ. Священнослужители были отстранены от руководства приходами, не могли занимать должности в органах просвещения, организовывать дет. религ. кружки по обучению религии. Священник не имел права посещать людей, за искл. умирающих и тяжело больных. В больницах, домах престарелых и местах заключения он мог исполнять свои обязанности духовника лишь тогда, когда ему предоставлялось отд. помещение. Религ. шествия, совершение религ. обрядов и церемоний под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих допускались с особого разрешения исполкомов местных советов. Моления в местах большого скопления людей, организация паломничества верующих к святым местам считались нарушениями обществ. порядка. Отд. должностные лица стремились сократить религ. обрядность путем запретов для ''Д. п''. проводить обряды, разрешенные закон-вом (соборование и причащение умирающих, тяжелобольных в домах верующих по их просьбе, обслуживание разл. требами лиц из др. р-нов и обл. совершение религ. обрядов в будние дни и крестных ходов вокруг церкви, колокольный звон). ''Д. п''. возмущали также повыш. налог, взимаемый гос-вом (до 80% заработка), и 4-кратная от обычных норм кварт. плата (отменено с 1980).</p>

Навигация