Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
 
<p align="justify"> '''ГРАЖДА’НСКАЯ ОБЩЕ’СТВЕННАЯ АРХИТЕКТУ’РА''', представлена в обл. зданиями, характер к-рых делает их заметными элементами в окружной застройке, а функц. назначение предопределяет разнообразие облика.</p>
 
<p align="justify"> '''ГРАЖДА’НСКАЯ ОБЩЕ’СТВЕННАЯ АРХИТЕКТУ’РА''', представлена в обл. зданиями, характер к-рых делает их заметными элементами в окружной застройке, а функц. назначение предопределяет разнообразие облика.</p>
    
<p align="justify"> Адм. здания относятся к наиб. ранним пам. ''Г. о. а''., появившимся в связи с открытием в 1780 Пенз. наместничества. В П. это были построенные в стиле классицизма наместнический (ген.-губернаторский) дом (1788) и 2 корпуса губ. присутств. мест (1787 и 1791), в уезд. городах – здания присутств. мест, сооруженные в нач. XIX по образц. проекту акад. арх. А.Д. Захарова. Строившиеся на месте или вблизи быв. крепости, они сыграли первостеп. роль в формировании облика гл. пл. губ. и уезд. ц., положив нач. реализации утвержденных. в 1785 регулярных планов городов. В 1796 в П. был построен [[Дом дворянского собрания|дом Дворянского собрания]] (Кирова, 13), значительно расширенный в 40-х XIX. Он выполнял сразу 2 обществ. функции: служил местом проведения выборов и отдыха представителей дворянства. Пенз. Гор. дума в 20-х XIX разместилась в бывш. вице-губернаторском доме (Советская, 7), что повлекло за собой его переделку, в рез. к-рой на Соборной пл. появилось здание с 6-колонным портиком, б. соответствующее по архит. расположенному рядом губернаторскому дому. В кон. XIX для Пенз. гор. об-ва на углу Садовой и В. Пешей построили собств. здание, обогатившее застройку Соборной пл. оригин. силуэтом башни.</p>
 
<p align="justify"> Адм. здания относятся к наиб. ранним пам. ''Г. о. а''., появившимся в связи с открытием в 1780 Пенз. наместничества. В П. это были построенные в стиле классицизма наместнический (ген.-губернаторский) дом (1788) и 2 корпуса губ. присутств. мест (1787 и 1791), в уезд. городах – здания присутств. мест, сооруженные в нач. XIX по образц. проекту акад. арх. А.Д. Захарова. Строившиеся на месте или вблизи быв. крепости, они сыграли первостеп. роль в формировании облика гл. пл. губ. и уезд. ц., положив нач. реализации утвержденных. в 1785 регулярных планов городов. В 1796 в П. был построен [[Дом дворянского собрания|дом Дворянского собрания]] (Кирова, 13), значительно расширенный в 40-х XIX. Он выполнял сразу 2 обществ. функции: служил местом проведения выборов и отдыха представителей дворянства. Пенз. Гор. дума в 20-х XIX разместилась в бывш. вице-губернаторском доме (Советская, 7), что повлекло за собой его переделку, в рез. к-рой на Соборной пл. появилось здание с 6-колонным портиком, б. соответствующее по архит. расположенному рядом губернаторскому дому. В кон. XIX для Пенз. гор. об-ва на углу Садовой и В. Пешей построили собств. здание, обогатившее застройку Соборной пл. оригин. силуэтом башни.</p>
 +
[[Файл:Гражданская архитектура Московская 1955 1.jpg|мини|766x766пкс|Гражданская архитектура. Улица Московская, 1955 г.]]
    
<p align="justify"> Значит. влияние на формирование архит. облика небольшого города оказывают учеб. заведения. Благодаря своим внушит. размерам они обращают на себя первоочередное внимание. В П. из учеб. заведений лишь здание нар. уч-ща (Кирова, 2), построенное в 1791, привнесло в застройку строгие формы классицизма. Архит. большинства ост. зданий представляет собой разнообразные направления эклектики. В Дворянском ин-те (Красная, 54), стр-во к-рого закончилось в 1851, отход от классицизма еще только обозначен. Но учеб. корпус [[Духовная семинария|дух. семинарии]] (Красная, 40), сооруженный в 1898, почти полностью лишен ордерных элементов, хотя композиция его строго симметрична и фронтальна. В декоре техн. ж.-д. уч-ща (Володарского, 98/5) заметны готич. мотивы, а размещение его на углу ул. при сохранении симметрии гл. фасада привело к акцентированию угловой части здания, рассчитанного на двухсторонний обзор. У 1-й жен. гимназии (Советская, 9), выполненной в так наз. «кирпичном» стиле по проекту его гл. пропагандиста [[Китнер Иероним Севастьянович|И.С. Китнера]], напротив, несмотря на угловое положение здания, симметрия гл. фасада в связи с его обращением на Соборную пл. усилена 4-гранным куполом, почему боковой фасад почти не читается. В стиле неоклассицизма решено здание [[Реальное училище|реального уч-ща]] (Володарского, 1), построенного в 1904 по проекту [[Максимов Александр Павлович|А.П. Максимова]]. Этот стиль сказался и на оформлении фасада Тихоновского дух. муж. уч-ща (Володарского, 8–10), хотя на асимметричность его композиции уже оказал влияние модерн. Особняком среди эклектичных построек стоит худож. уч-ще (Богданова, 1/6), богатая архит. отделка к-рого навеяна наследием проторенессанса. В Сердобске наиб. значит. зданиями явились жен. гимназия (Ленина, 116/Горького, 14), реальное (Сарвашская, 92/Гагарина, 9) и ремесленное (Набережная, 58) уч-ща, выполненные в стиле модерн, вступившем в свою последнюю стадию развития, отличающуюся рациональной направленностью. В Кузнецке самым крупн. гражд. сооружением стало реальное уч-ще (Ленина, 267), еще один представитель «кирпичного» стиля, в Мокшане высш. нач. уч-ще (Пенз., 31) – пример провинц. модерна.</p>
 
<p align="justify"> Значит. влияние на формирование архит. облика небольшого города оказывают учеб. заведения. Благодаря своим внушит. размерам они обращают на себя первоочередное внимание. В П. из учеб. заведений лишь здание нар. уч-ща (Кирова, 2), построенное в 1791, привнесло в застройку строгие формы классицизма. Архит. большинства ост. зданий представляет собой разнообразные направления эклектики. В Дворянском ин-те (Красная, 54), стр-во к-рого закончилось в 1851, отход от классицизма еще только обозначен. Но учеб. корпус [[Духовная семинария|дух. семинарии]] (Красная, 40), сооруженный в 1898, почти полностью лишен ордерных элементов, хотя композиция его строго симметрична и фронтальна. В декоре техн. ж.-д. уч-ща (Володарского, 98/5) заметны готич. мотивы, а размещение его на углу ул. при сохранении симметрии гл. фасада привело к акцентированию угловой части здания, рассчитанного на двухсторонний обзор. У 1-й жен. гимназии (Советская, 9), выполненной в так наз. «кирпичном» стиле по проекту его гл. пропагандиста [[Китнер Иероним Севастьянович|И.С. Китнера]], напротив, несмотря на угловое положение здания, симметрия гл. фасада в связи с его обращением на Соборную пл. усилена 4-гранным куполом, почему боковой фасад почти не читается. В стиле неоклассицизма решено здание [[Реальное училище|реального уч-ща]] (Володарского, 1), построенного в 1904 по проекту [[Максимов Александр Павлович|А.П. Максимова]]. Этот стиль сказался и на оформлении фасада Тихоновского дух. муж. уч-ща (Володарского, 8–10), хотя на асимметричность его композиции уже оказал влияние модерн. Особняком среди эклектичных построек стоит худож. уч-ще (Богданова, 1/6), богатая архит. отделка к-рого навеяна наследием проторенессанса. В Сердобске наиб. значит. зданиями явились жен. гимназия (Ленина, 116/Горького, 14), реальное (Сарвашская, 92/Гагарина, 9) и ремесленное (Набережная, 58) уч-ща, выполненные в стиле модерн, вступившем в свою последнюю стадию развития, отличающуюся рациональной направленностью. В Кузнецке самым крупн. гражд. сооружением стало реальное уч-ще (Ленина, 267), еще один представитель «кирпичного» стиля, в Мокшане высш. нач. уч-ще (Пенз., 31) – пример провинц. модерна.</p>
 
+
[[Файл:Градостроительство 1 1.jpg|мини|573x573пкс|Гражданская архитектура. Микрорайон Арбеково, 1990-е гг.]]
 
<p align="justify"> Б-цы обычно представляли собой комплексы зданий, для к-рых предпочтительнее места на окраине города, из-за чего особой роли в градостроит. плане они играть не могли. Это относится и к П., где лечебные заведения приказа обществ. призрения (позднее губ. зем. б-цы, ныне б-цы им. Н.Н. Бурденко) были построены у Верхнего гулянья, т.е. в загородной зоне. Анс. б-цы, открытой в 1846, сформирован по классич. схеме: в ц., с отступом от кр. линии ул., располагается гл. 3-этажный корпус, по бокам от него находятся вынесенные вперед 2-этажные флигели, а позади – 2-этажный корпус психиатрич. лечебницы. Однако там, где б-цы строились в черте города, они начинали оказывать активное воздействие на окруж. застройку. Так, построенный в 1912 по проекту Р.А. Багракова корпус б-цы общины Кр. Креста во имя св. Ольги (ныне [[Больница Пензенская областная офтальмологическая|Пензенская областная офтальмологическая б-ца]]), оживил Дворянскую ул. контрастным сочетанием кр. фактуры стен и бел. штукатурных деталей, характ. для позднего модерна. 3-этажное здание Киселевской богадельни, появившееся в кон. 50-х XIX, явилось самым крупн. строением на ул. В. Пешей, а 2-этажный ее корпус, обращенный на ул. Дворянскую, сооруженный в 1879–1881 по проекту Рудкевича, выделяется своей готич. архит. среди всех зданий П. Значит. вклад в развитие планировки и облика сел внесли зем. б-цы, как, напр., в Кунчерове Неверк. р-на и Махалине Кузн. р-на. Они построены в 1900-х, включают в себя неск. зданий: лечебных, жилых и хоз., декорат. оформление к-рых дерев. резьбой обогатило довольно однообразную застройку этих сел.</p>
 
<p align="justify"> Б-цы обычно представляли собой комплексы зданий, для к-рых предпочтительнее места на окраине города, из-за чего особой роли в градостроит. плане они играть не могли. Это относится и к П., где лечебные заведения приказа обществ. призрения (позднее губ. зем. б-цы, ныне б-цы им. Н.Н. Бурденко) были построены у Верхнего гулянья, т.е. в загородной зоне. Анс. б-цы, открытой в 1846, сформирован по классич. схеме: в ц., с отступом от кр. линии ул., располагается гл. 3-этажный корпус, по бокам от него находятся вынесенные вперед 2-этажные флигели, а позади – 2-этажный корпус психиатрич. лечебницы. Однако там, где б-цы строились в черте города, они начинали оказывать активное воздействие на окруж. застройку. Так, построенный в 1912 по проекту Р.А. Багракова корпус б-цы общины Кр. Креста во имя св. Ольги (ныне [[Больница Пензенская областная офтальмологическая|Пензенская областная офтальмологическая б-ца]]), оживил Дворянскую ул. контрастным сочетанием кр. фактуры стен и бел. штукатурных деталей, характ. для позднего модерна. 3-этажное здание Киселевской богадельни, появившееся в кон. 50-х XIX, явилось самым крупн. строением на ул. В. Пешей, а 2-этажный ее корпус, обращенный на ул. Дворянскую, сооруженный в 1879–1881 по проекту Рудкевича, выделяется своей готич. архит. среди всех зданий П. Значит. вклад в развитие планировки и облика сел внесли зем. б-цы, как, напр., в Кунчерове Неверк. р-на и Махалине Кузн. р-на. Они построены в 1900-х, включают в себя неск. зданий: лечебных, жилых и хоз., декорат. оформление к-рых дерев. резьбой обогатило довольно однообразную застройку этих сел.</p>
 
+
[[Файл:Гражданская архитектура новая2 1.jpg|мини|573x573пкс|Гражданская архитектура. Новостройки Пензы, 2010-е гг.]]
 
<p align="justify"> Стр-во нар. домов стало нов. вехой в развитии архит. гражд. обществ. сооружений. Спец. характер построек наложил на них требования удобства, вместительности, репрезентативности. В 1911 бр. Баграковыми был разработан проект Дома им. В.Г. Белинского для размещения в нем обществ. [[Библиотека имени М.Ю. Лермонтова|б-ки им. М.Ю. Лермонтова]], нар. б-ки-читальни им. В.Г. Белинского, аудитории и музея. Но реализовать полностью проект так и не удалось: стр-во здания ограничилось лишь первой очередью, завершенной в 1915, причем запланированный неоклассицистич. облик здания претерпел существ. изменения в сторону модерна. Больше повезло др. пам. неоклассицизма, как, напр., Нар. дому им. В.Г. Белинского в Чембаре, построенному в 1914 по проекту А.А. Багракова, архит. к-рого для уезд. ц. явилась подлинным откровением. В 1916 в П. открылся Нар. дом им. имп. Александра II (ныне обл. драм. театр им. А.В. Луначарского), сооруженный по проекту [[Яковлев Алексей Евгеньевич|А.Е. Яковлева]]. Стиль, в к-ром построено здание, можно классифицировать как рационализированную ветвь модерна.</p>
 
<p align="justify"> Стр-во нар. домов стало нов. вехой в развитии архит. гражд. обществ. сооружений. Спец. характер построек наложил на них требования удобства, вместительности, репрезентативности. В 1911 бр. Баграковыми был разработан проект Дома им. В.Г. Белинского для размещения в нем обществ. [[Библиотека имени М.Ю. Лермонтова|б-ки им. М.Ю. Лермонтова]], нар. б-ки-читальни им. В.Г. Белинского, аудитории и музея. Но реализовать полностью проект так и не удалось: стр-во здания ограничилось лишь первой очередью, завершенной в 1915, причем запланированный неоклассицистич. облик здания претерпел существ. изменения в сторону модерна. Больше повезло др. пам. неоклассицизма, как, напр., Нар. дому им. В.Г. Белинского в Чембаре, построенному в 1914 по проекту А.А. Багракова, архит. к-рого для уезд. ц. явилась подлинным откровением. В 1916 в П. открылся Нар. дом им. имп. Александра II (ныне обл. драм. театр им. А.В. Луначарского), сооруженный по проекту [[Яковлев Алексей Евгеньевич|А.Е. Яковлева]]. Стиль, в к-ром построено здание, можно классифицировать как рационализированную ветвь модерна.</p>
  

Навигация