Дом жилой

Материал из Пензенская энциклопедии
Версия от 10:24, 27 января 2021; Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «<p align="justify"> '''ДОМ ЖИЛО’Й''' претерпел неск. этапов своего развития. Наиб. простым типом жил...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

ДОМ ЖИЛО’Й претерпел неск. этапов своего развития. Наиб. простым типом жилища является изба, т.е. 1-камерный (4-стенный) дом, в основе к-рого лежит сруб. Дальнейшее усложнение Д. ж. шло путем появления таких конструкций жилища, как 5-стенок, дом с прирубом и «дом-связь», а в городе, кроме того, посредством надстройки 2-го этажа. Избы, как правило, рубились «в обло». Крыши делались 2- и 4-скатные, покрывались соломой, дранкой, лубом, щепой, тесом, а позднее – железом. Зажиточные крестьяне во 2-й пол. XIX начали строить кирп. Д. ж., планировочная структура к-рых восходила к обыкн. избе и к «пятистенку», а эклектичный характер декора был довольно заурядным. Дома рядовых горожан вначале мало чем отличались от сел. Купечество предпочитало обзаводиться 2-этажными кирп. зданиями, низ к-рых использовался под торг. заведения, а верх – под жилье. Дворяне селились в нек-ром удалении от торг.-ремесл. ч. города (в П. таким местом прежде всего была ул. Дворянская), типичн. Д. ж. для их проживания в нач. XIX был дерев., обычно в 7–9 окошек, с антресолями (мезонином), с анфиладной планировкой внутр. помещений, обычный набор к-рых был таким: зала или столовая, гостиная, диванная, спальня, уборная, кабинет, девичья.

В 1-й пол. XIX жилое стр-во регламентировалось образц. проектами. Один из таких камен. домов можно видеть по ул. Кирова, 15. Шир. использование в декоре дерев. резьбы началось с 70-х XIX под влиянием проектов столичных архитекторов, выполн. в «русском» стиле. Этому способствовала и публ. аналог. проектов в ПГВ в 1876, по одному из к-рых, составл. А.С. Федотовым, был построен Д. ж., сохранивш. до сих пор (Куйбышева, 24). В дальнейшем украшение Д. ж. шло в направлении усложнения и детализации пропильной резьбы, введения в декор. оформление нов. мотивов, рожден. нар. фантазией, создания местн. традиций нар. зодчества, свободных от надум. излишеств (см. Деревянная резьба). Резьбой украшались не только вновь строящиеся, но и старые дома, как, напр., быв. дом В.Н. Загоскиной, классич., с мезонином, получивший свое декор. убранство в кон. XIX и ставший лучш. пам. дерев. архит П. (ныне Музей нар. творчества). В 1865 в П. насчитывалось 4678 дерев. и лишь 169 камен. жилых домов, б. ч. из к-рых сосредоточена на гл. улице – Моск., где они были построены «сплошной фасадой», т.е. примыкали друг к другу.

Среди жилой застройки в нач. ХХ на ул. Моск. выделялись богатой лепной отделкой, выполн. в эклектичной манере, дома купцов Кузнецовых (№39), Карповых (№60) и мещанки Ф.Г. Жгутовой (№93); комфортабельностью – дом канд. коммерции Д.В. Вярьвильского (см. Вярьвильские) (№17), размерами и особ. предназначением – дома коллежского секр. Е.И. Немировской (№1, гостиница «Метрополь»), купчихи Р. И. Слонимской (№54, гостиница «Бристоль»), купца Я.А. Кошелева (№56, гостиница «Гранд-Отель»), потомств. поч. гражданина А.В. Асеева (см. Асеевы) (№70, гостиница «Эрмитаж») и купца А.А. Якушева (№91, гостиница «Россия»), архит. к-рых также носила эклектич. характер. На др. улицах П. наиб. интерес представляют быв. купеч. дома Д.В. Тихомирова (Лермонтова, 5), А.Г. Кузнецова (Лермонтова, 22), А.А. Кошелевой (Володарского, 36), Е.С. Солнышкиной (Кирова, 49), П.И. Буркина (Кирова, 53), Кузьминых (Горького, 37), относящ. по своей архит. к разл. направлениям эклектики; мещанки А.В. Кармазовой (Кирова, 43) и купца И.Г. Мартышкина (Красная, 72), построен. в стиле модерн. В Сердобске лучшим Д. ж., отличавш. монумент. формами и богатым декор. оформлением, являлся особняк уезд. предводителя дворянства П.Ф. Ладыженского (Красная, 37 / Куйбышева, 74).

Наиб. разнообразие жилой застройки наблюдалось в Кузнецке, архит. к-рого представлена гл. обр. всевозм. разновидностями эклектики: готич. направленности (Московская, 43), окрашен. в нац.-романт. тона (Кирова, 159; Московская, 60; Кирова, 184), повторяющими в кирпиче приемы резного декора, характ. для дерев. архит. (Ленина, 242), и т. д. В Кузнецке имеются также единичные образцы классицизма (Ленина, 233) и модерна (Ленина, 270).

Жилая архит. являлась гл. компонентом гор. и сел. среды, оказывающим первостеп. влияние на формирование индивид. облика нас. мест. Исключением служат лишь Д. ж., входящие в состав помещичьих усадеб, к-рые, находясь, как правило, на окраине сел, не оказывают на их застройку непосредств. влияния, но зато играют больш. роль в формировании окруж. ландшафта, а поэтому не столько представляют архит. конкр. нас. пункта, сколько характеризуют наивысш. уровень развития архит. опред. региона. В Пенз. обл. Д. ж. такого уровня находятся в Зубриловской усадьбе и Надеждинской усадьбе, в райц. – г. Каменке и пгт Бекове, в с. Грабове Бессонов. р-на и с. Черкасском Пачелм. р-на (см. Усадьбы дворянские).

Ист.: Земство. 1995. №5.

А. И. Дворжанский