Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Файл:Пиктографическое письмо пр 1.jpg|мини|394x394пкс|Образец мордовского пиктографического письма]]
 
<p align="justify"> '''ПИКТОГРАФИ’ЧЕСКОЕ ПИСЬМО’ И ИДЕОГРА’ММЫ''', сообщения, передаваемые посредством рисунка, условного изображения, неалфавитных письменных знаков. Известны со времен неолита. На терр. Пенз. края пиктограммы и идеограммы использовались мордвой вплоть до сер. XIX. Образцом морд. пиктографич. письма считают послание в Пб. солдату Никите Колесникову от родных из Кузнецкого уезда. В нем говорится: брат Никиты Федор (обладающий семейным знаком косы и личным знаком – ручкой косы) приехал домой и через три дня (три солнца) умер; жена плачет, трое детей сидят без хлеба, просят Никиту прислать денег; сообщается, что племянница Никиты Цапля вышла замуж за Петра Колесникова. Многочисл. идеограммы – родовые, семейные, личные тамги («знамена») как знак собственности того или иного человека вырубались на деревьях в бортных «ухожаях» мордвы; эти тамги вместо подписи заносились в отказные кн. XVII–XVIII вв. Важная информация о хоз. состоянии крестьян записывалась идеограммами на специально ограненных палках, к-рые «вели» старосты, десятники и др. сборщики налогов. Соответств. информация о кол-ве скота подворно насекалась на пастушечьих палках. В наст. время остатки идеографии сохранились в сел. местности: на ушах овец, пасущихся в обществ. отарах, хозяева вырезают простейшие семейные тамги, образцы к-рых хранятся у чабанов или выборных лиц.</p>
 
<p align="justify"> '''ПИКТОГРАФИ’ЧЕСКОЕ ПИСЬМО’ И ИДЕОГРА’ММЫ''', сообщения, передаваемые посредством рисунка, условного изображения, неалфавитных письменных знаков. Известны со времен неолита. На терр. Пенз. края пиктограммы и идеограммы использовались мордвой вплоть до сер. XIX. Образцом морд. пиктографич. письма считают послание в Пб. солдату Никите Колесникову от родных из Кузнецкого уезда. В нем говорится: брат Никиты Федор (обладающий семейным знаком косы и личным знаком – ручкой косы) приехал домой и через три дня (три солнца) умер; жена плачет, трое детей сидят без хлеба, просят Никиту прислать денег; сообщается, что племянница Никиты Цапля вышла замуж за Петра Колесникова. Многочисл. идеограммы – родовые, семейные, личные тамги («знамена») как знак собственности того или иного человека вырубались на деревьях в бортных «ухожаях» мордвы; эти тамги вместо подписи заносились в отказные кн. XVII–XVIII вв. Важная информация о хоз. состоянии крестьян записывалась идеограммами на специально ограненных палках, к-рые «вели» старосты, десятники и др. сборщики налогов. Соответств. информация о кол-ве скота подворно насекалась на пастушечьих палках. В наст. время остатки идеографии сохранились в сел. местности: на ушах овец, пасущихся в обществ. отарах, хозяева вырезают простейшие семейные тамги, образцы к-рых хранятся у чабанов или выборных лиц.</p>
  

Навигация