Эра, научно-производственное предприятие

Материал из Пензенская энциклопедии
Версия от 18:19, 22 апреля 2021; Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «<p align="justify"> '''«Э’РА»''', научно-производ. пр-тие. В 1901 предприниматели Рабинович Нахман-Ле...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Э’РА», научно-производ. пр-тие. В 1901 предприниматели Н.Л. Рабинович, И.Ф. Михайлов, И.А. Барышев основали ф-ку гнутой венской мебели (см. Фабрика гнутой венской мебели «Рамиба»). В 1916 ф-ку приобрело АО воздухоплавания, производило воздушные винты, плоскости и фюзеляжи, к-рые отправлялись в Пг. на сборку самолетов типа «Лебeдь-12». Произ-во сохранилось и после национализации до февр. 1923 как авиазавод №7. С марта 1923 по сент. 1924 з-д был законсервирован, а затем восстановлено произ-во гнутой венской мебели. С 1935 мебельн. ф-ка реконструируется под выпуск продукции авиацион. профиля. Пр-тию присвоено наименование «Завод №163». В 1935–1946 з-д производил самолетные лыжи, большую номенклатуру агрегатов самолета И-16, осуществлял восстановит. ремонт самолетов И-16 и переоборудование истребителей Ла-5 и Ла-7 в 2-местный вариант. В годы войны з-дом руководил А.Н. Иваненко. После окончания Вел. Отеч. войны з-д изготавливает автоматич. инкубаторы «Peкорд-39». Было начато перепрофилирование на освоение авиацион. приборостроения. В дек. 1946 на терр. з-да было создано самостоят. опытно-конструкт. бюро (ОКБ-163), к-рое занималось разработкой и изготовл. аппаратуры для проверки бортовых авиацион. приборов, а с конца 1953 начались разработка и серийное произ-во авиацион. тренажеров. Развитие произ-ва и инж. мощностей з-да и ОКБ позволило создать в авиацион. пром-сти к нач. 1970-х подотрасль тренажеростроения, за что в 1973 были удостоены Гос. премии СССР дир. з-да Н.К. Шихалеев, гл. конструктор ОКБ Н.А. Кондрашин, ведущие разработчики В.П. Мануйлович и Ю.А. Уваров. За свою историю конструкторское бюро совместно с пр-тием «Эра» разработало и изготовило авиатренажеры для самолетов 70 типов, в т.ч. (впервые) для самолетов вертик. взлета палубной авиации в МФ. С 1966 з-д стал назыв. «Электроавтомат», а ОКБ – Пенз. конструкт. бюро моделирующих приборов и машин (ПКБМПиМ). В 1976 оба пр-тия слились в производ. объединение «Эра», а в 1992 бюро вышло из состава объединения. В 1994 гос. пр-тие Пенз. з-д «Эра» было приватизировано и преобразовано в АО открытого типа – Пенз. научно-производственное пр-тие «Эра» (АООТ ПНПП «Эра»). В наименовании и структуре пр-тия происходили многочисл. изменения. С 1907 ф-ка гнутой мебели АО «Бук»; с 1916 завод «Лебедь»; с 1918 гос. авиазавод №7; с 1924 ф-ка «Красный пролетарий»; с 1935 завод №163; с 1966 з-д «Электроавтомат»; с 1974 ППКО «Эра»; с 1978 ППО «Эра»; с 1990 Пенз. з-д «Эра»; с 1994 АООТ ПНПП под тем же названием «Эра». После реорганизации АООТ ПНПП «Эра» и ПКБМПиМ продолжили разрабатывать и производить авиацион. тренажеры. В 2002 – ОАО «Пензенское научно-производственное предприятие «Эра». В 2011 ликвидировано на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного произ-ва. Выпускаемая продукция: в 1901–1916 – венская мебель, в 1916–1923 – комплектующие для самолетов, в 1924–1935 – мебель, в 1935–1945 – изделия и запчасти для самолетов, их ремонт, с 1946 – авиацион. тренажеры и приборы, инкубаторы. Изделия з-да поставлялись в 31 страну мира. Пр-тием руководили: в 1901–1906 Рабинович, Михайлов, Барышев. Затем Шагаев, Усков, а с 1916 пред. АО В.А. Лебедев. Управляющие в 1918–1923: И.Д. Лейкин, Ф.П. Мурашев, Ф.И. Юргелевич. Дир.: с 1924 Н.А. Аверьянов, М.С. Андреянов, И.И. Винокуров, Н.А. Липатов, И.В. Петров, Никитин, В.С. Чуенков, Н.Г. Драчев, А.Н. Иваненко; с 1946 Н.И. Муратов, И.П. Дьяченко, В.В. Калошин; в 1961– 1987 Н.К. Шихалеев, с 1987 ген. дир. Б.В. Клюев. На пр-тии насчитывалось б. 20 рабочих династий: Аверьяновы, Бростиловы, Добель, Клюевы, Козловы, Лимоновы, Селивановы, Сергиенко, Спиренковы. Соц.-бытовая и культ. сфера пр-тия имела жилую площадь 29 тыс. кв. м (510 квартир), 4 общежития, 3 столовые, 6 дет. садов и яслей, ДК, поликлинику и санчасть, спортзал, базу отдыха, летний дет. лагерь отдыха.

Ист.: Авиационный транспорт. М., 1995. Т. 2; Кондрашин Н.А. Заметки о развитии отечественного авиационного тренажеростроения. Пенза, 1998.

Н. A. Кoндpaшин, Л. Н. Семеркова