Театр Пензенский областной драматический имени А.В. Луначарского

Материал из Пензенская энциклопедии
Версия от 13:24, 7 ноября 2021; Admin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пензенский драматический театр. 2010-е гг.

ТЕА’ТР ПЕ’НЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНО’Й ДРАМАТИ’ЧЕСКИЙ И’МЕНИ А.В. ЛУНАЧА’РСКОГО, отсчет его сезонов принято вести от 24 нояб. 1793, когда был сыгран первый спектакль «Обманщик» по пьесе Екатерины II в театре на 100 мест пенз. вице-губернатора И.М. Долгорукого. 20 сент. 1916 на Базарной пл. (ныне ул. Московская, 89) было открыто здание Нар. дома им. Имп. Александра II. Арендовавшая его труппа Пенз. нар. театра (драм. кружок им. В.Г. Белинского) сыграла на нов. сцене комедию А.Н. Островского «Бедность не порок». Одним из первых реж. театра в Нар. доме стал в 1917 П.П. Струйский. В его постановке вышли «Разбойники» Шиллера, «Проделки Скапена» Мольера, «Горячее сердце», «Бесприданница» А.Н. Островского и др. В 1918 драм. кружок им. В.Г. Белинского стал называться Гарнизон. театром. В поисках драматургии, созвучной событиям, театр обращался к пьесам, призывающим к действию. В репертуаре появились инсценировки «Овода» Э.Л. Войнич и «Спартака» Джованьоли, один за другим три спектакля о Степане Разине трех разн. авт. В 1919 П.П. Струйский первый поставил пьесу А.А. Вермишева «Красная правда», к-рая появилась затем на сценах мн. сов. театров.

25 окт. 1920 драм. театру было присвоено имя А.В. Луначарского, к-рый дважды (в 1924 и 1929) посетил П. В театре в разн. годы ставились его пьесы «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба». В 1920-е в театре работали реж. А.А. Трубецкой, А.И. Канин, Г.М. Васильев, А. Г. Ридаль, Н.И. Собольщиков-Самарин, Б.И. Пясецкий, Е.А. Брилль, В.А. Демерт. Наиб. яркими актерами были И. Слонов, М. Зенина, М. Горская, А. Хованский, Н. Масальская, З. Минаева, В. Шарлахов, С. Муратов, Н.С. Костюрина, В. Кумельский, С. Неделин, Д. Смирнов. В репертуаре, наряду с рус. и заруб. классикой, появились «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Броненосец 14-69» Вс. Иванова, «Город ветров» В. Киршона и др. В сезон ставилось больш. кол-во пьес, к-рые выдерживали всего по 3–10 представлений. Актерам приходилось играть от 25 до 50 ролей. Это влекло за собой текучесть творч. состава, зачастую невыс. качество спектаклей.

С кон. 1920-х в связи с тем, что Пенз. губ. была ликвидирована, театр переживает трудности. Его гл. реж., А.И. Канин, значит. сократил кол-во выпускаемых в сезон спектаклей. Однако были реконструированы помещения: гримуборные, цеха, на сцене устанавливается вращающ. круг для декораций, пополняется осветит. аппаратура.

В 1937 вышло решение Всесоюз. ком-та по делам иск-в «О стационировании периферийных театров, переводе их на работу с постоянными актерскими труппами». Сезоны 1930-х знаменательны спектаклями «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина в постановке Л. Южанского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» А. Корнейчука в постановке Н.А. Смирнова, «Чудак», «Далекое» А. Афиногенова (реж. О. Жданова).

В 1939 П. становится обл. городом, а театр имени А.В. Луначарского – обл. театром. В его репертуаре появились спектакли по пьесам М. Горького «Егор Булычев и другие», «Враги», «Мещане». В ноябре 1940 спектаклем «Человек с ружьем» по пьесе Н. Погодина (реж. В.П. Вольмар, Е.Н. Белов) открылась пенз. театр. лениниана, к-рую в последующие годы продолжили «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Незабываемый 1919» Вс. Вишневского, «Семья» В. Попова. Ярко раскрылись в спектаклях этих лет таланты актеров П. Кирсанова, Н. Костюриной, Н. Парамонова, К. Ангарской.

В годы Вел. Отеч. войны театром руководили А.Д. Треплев и Е.Н. Белов. В этот период в осн. шли пьесы совр. авторов: «Машенька» А. Афиногенова, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет» К. Симонова, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, а также классич. произведения: «Таланты и поклонники», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Три сестры» А.П. Чехова и др.

Тема Вел. Отеч. войны вошла в репертуар на мн. годы. Одним из первых театр инсценировал ром. А. Фадеева «Молодая гвардия». Лучш. спектаклями воен. тематики стали в 1950-е «Сильные духом» Д. Медведева, «Барабанщица» А. Салынского, «Таня» А. Арбузова, «В степях Украины», «Калиновая роща» А. Корнейчука, в 1970-е – «Берег» Ю. Бондарева, в 1980-е – «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Лицо неприкосновенное», по ром. В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», в 2010-е – «Не покидай меня» А. Дударева, «Василий Теркин» А. Твардовского.

После войны гл. реж. были Е.Г. Амантов, К.В. Эггерт, Л.С. Самборская, Н.А. Шевелев, Ю.Н. Мизецкий, Н.И. Верминский, Ю.В. Юровский, Ю.Н. Гранатов, С.М. Рейнгольд, А.В. Иванов и др. Каждый из них привносил свои идеи, реализация к-рых давала в сезон 10–15 нов. спектаклей. Успеху мн. постановок способствовал талант сценографа Г.Д. Епишина, бывш. гл. худ. театра.

В 1983 дир. театра стал В.В. Огарёв, а с 1991 – и худож. рук. Приглашаются на разовые постановки спектаклей реж. разн. шк. и направлений. Рук. моск. «Театра на Юго-Западе» В.Р. Белякович поставил 10 спектаклей («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Куклы» В. Беляковича и др.). Успешным было сотрудничество с Малым акад. театром: реж. В.Н. Иванов поставил в П. спектакли «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги» по пьесам А. Островского, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского и «Поминальная молитва» Г. Горина. Постановщик из Венгрии Геза Балог поставил спектакль «Флора Тоот» Ш. Броди, Антал Ренц – мюзикл по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Спектакль «Тетушка Мэйми» Роберта Ли поставил амер. реж. Дэвид Кэплан. Неоднокр. приглашались реж. Б.Р. Гуревич (СПб.), С.А. Стеблюк (М.), П.Л. Монастырский (Самара) и др. Необходимо отметить, что в театре работали и свои реж. даже в отсутствии должности гл. реж. Так А.С. Гуляев, начинавший в 1960-х как актер, за 50 лет в Пенз. театре поставил ок. 120 спектаклей. В нач. XXI засл. артист РФ В.Я. Конопатин осуществил неск. постановок, горячо принятых пенз. зрителем («Игроки» Н. Гоголя, «Дураки» Н. Саймона, «Как боги» Ю. Полякова, «Последняя жертва» А. Островского и др.).

На выезде в М. в театрах – Кремлевском, им. А.С. Пушкина, Театре наций, «Театре на Юго-Западе» – с успехом прошли спектакли «Дмитрий Калинин» В.Г. Белинского (1957), «Странный человек» М.Ю. Лермонтова (1964), «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1966), «Тихий Дон» М. Шолохова, «Характеры» В. Шукшина, «Берег» Ю. Бондарева, «Святая святых» И. Друцэ, «Флора Тоот» Ш. Броди, «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского (1979), «Сад» Бар-Иосефа (1993) и др. Благодаря содружеству с Малым театром театр дважды гастролировал в М. со спектаклями «Волки и овцы», «Поминальная молитва», «Тифлисские свадьбы», «Гроза», «Иванов», «Wolfgang» и «Дядюшкин сон». Театр неоднокр. был участником всерос. фестивалей, до нач. 1990-х выезжал на гастроли в Киев, Львов, Тернополь, Сочи, Одессу, Севастополь, Керчь, Кисловодск, Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Самару и др. города. Театр ставил пьесы местн. драматургов: «Лермонтов» В. Налобина, «Родное крыльцо» В. Кирюшкина, «Несколько майских дней», «Гастроли по-итальянски» В. Садчикова, «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Гусарская элегия» В. Садчикова и Н. Инюшкина. В мае 1994 на базе пенз. театра проводилась Всерос. лаборатория молодой драматургии. Традиция проведения подобных мероприятий была продолжена после 2010 в здании нов. театра: творч. лаборатории совр. драматургии, читки нов. пьес, мастер-классы и т. п.

Период театра кон XX – нач. XXI можно назвать фестивальным: «Вехи» (Кострома), «Рубежи» (Владимир), «Островский в Доме Островского» (М.), «Театр Григория Горина» (М.), «Театральный дивертисмент» (Израйль), Фестиваль им. Н.Х. Рыбакова (Тамбов) и фестивали в П. «Театральный мост Пенза-Москва» (2002), «Театральные встречи на Суре» (2006, 2007), «Театральное Поволжье» (2011), «Маскерадъ». Эти фестивали отчасти заменяли гастрольные поездки, к-рые в этот период трудно было организовать. К сожалению, этот период был отмечен и переходом в столичные театры ряда талант. актеров, оставивших пенз. сцену: А. Нехороших, Е. Бакалова, Ю. Шайхисламова, С. Белогруд и др.

В 2006–2007 гл. реж. театра работал В. Маркин, поставивший бенефисный спектакль Г. Репной «Госпожа министерша» Б. Нушича. В. Гунин (гл. реж. театра в 2007–2009) поставил спектакль «Персидская сирень» по пьесе Н. Коляды, получивший приз 1-го Междунар. фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле.

2 янв. 2008 здание театра сгорело. В П. был организован обществ. Фонд помощи театру. Стр-во нов. здания началось сразу же под особым контролем со стороны Правит. Пенз. обл. и при фин. поддержке Президента РФ В.В. Путина. Тем временем труппа театра продолжала работать на врем. сценич. площадке: в концертном зале «Молодежный» Пенз. колледжа культуры и иск-в. Уже 5 марта 2010 нов. театр открылся премьерой гоголевского «Ревизора» в постановке В. Беляковича. Впервые в пенз. театре появилась малая сцена, открытие к-рой так же было отмечено премьерой «Не покидай меня…» по пьесе А. Дударева. На малой сцене проходят камерные и эксперим. спектакли, в т.ч. постановки в рамках проекта «Из-под пера», знакомящего зрителей с последними новинками рос. драматургии.

2010 год стал трагич. в истории театра: ушли из жизни нар. арт. России Л.А. Лозицкая и М.И. Тамбулатова, мин. культуры Пенз. обл. В.В. Огарев, долгое время возглавлявший театр.

С сент. 2010 худож. рук. театра стал засл. арт. РФ С.В. Казаков. За это время труппа пополнилась мн. молодыми актерами, выпускниками театр. уч-щ страны. Были осуществлены ряд постановок, оставш. в пенз. театр. истории: «Чайка», «Вишневый сад» и «Жизнь прекрасна!» по мотивам произв. А. Чехова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Золушка» и «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса, «Господа Головлевы» Ф. Достоевского, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Кабала святош» М. Булгакова и др. В 2011 впервые на пенз. сцене был поставлен моноспектакль: «Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта, сыгр. засл. арт. РФ Г. Репной.

К нач. сезона 2017–2018 в труппе состояло 40 чел., в их числе засл. артисты РСФСР и РФ Г. Вавилов, О. Зеленченко, Г. Репная, В. Конопатин, Н. Старовойт, С. Казаков (худож. рук.), артисты Е. Панов, Г. Мазур, А. Смелова, В. Матюкин, П. Тачков, Л. Стаханова, М. Соловьева, А. Арзямова, А Гальцева, В. Дупенко, Ю. Землянский, А. Ибраев, И. Кочетков, Ю. Кузьмина, Ю. Кошкина, М. Матвевнина, Е. Павлова, Н. Потапов, Ю. Черемухина, С. Пахомов и др.

Ист.: ТЭ. Доп. том; Долгорукий И.М. Повесть о рождении моем... Пг., 1916; Соболев Ю. За кулисами провинциального театра. М., 1928; Дмитревский В. Астроном верен звездам. Л., 1974; История русского драматического театра. Т. 1–7. М., 1977–1987; Пензенский драматический театр им. А.В. Луначарского. Пенза, 1983; Культурное строительство в Пензенском крае. Вып. 1–2; Наследие; Краснова А.Б. Театр Пензенский областной драматический имени А.В. Луначарского // Пензенская энциклопедия. М., 2001; И. Шишкин. Пензенский театр вчера и сегодня. Взгляд из зрительного зала. Пенза. 2011.

А. Б. Краснова, И. С. Шишкин