Мейерхольд Всеволод (Карл) Эмильевич

Материал из Пензенская энциклопедии
Версия от 00:07, 30 октября 2021; Admin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Всеволод Эмильевич Мейерхольд

МЕЙЕРХО’ЛЬД Всеволод (Карл) Эмильевич (28.01.1874, П. – 02/03.02.1940, М.), реж. и актер, нар. арт. Респ. (1923). Из купеческой семьи Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, нар. представлений, участие в дет. домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании худож. вкусов будущего реж. Интерес к театру окреп в годы учебы М. во 2-й муж. гимн., полный курс к-рой он закончил в 1895. Здесь М. был непременным участником любительских спектаклей, с успехом сыграв Кутейкина в «Недоросле» Д.И. Фонвизина в 1892. В пенз. драм. кружке под рук. Д.С. Волкова М. выступал под псевд. Ухтомский, т. к. гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях. В спектакле «Горе от ума» (1892) он не только исполнил роль Репетилова, но и являлся пом. реж. Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимн. Карл принимает 13 июля православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в рус. паспорт вписывается измен. фамилия – Мейерхольд. Отъезд на учебу в Моск. ун-т не прерывает связей с П. 17 апр. 1896 М. венчается с О.М. Мунт в Пенз. кафедр. соборе. Любимец пенз. публики, как именовали его газ., выступал на сцене Нар. театра во вр. летних каникул 1896–1898. К этому периоду относится сближение М. со ссыльными социалистами, в частности с А.М. Ремизовым. Покинувший ун-т и перешедший в муз.-драм. уч-ще Моск. филармон. общ-ва, М. накануне окончания этого учеб. заведения в 1898 в П. был подвергнут жандармскому допросу. В том же году вступает в труппу МХТ, где сыграл 18 ролей. С 1902 становится во главе «Товарищества новой драмы». Летом 1904 созд. им театр гастролировал в П., показав «Привидения» Г. Ибсена, «Юбилей» А.П. Чехова, «Последние маски» А. Шницлера, «Вечную любовь» Г. Фабера. Это был последний приезд М. в родной город. С 1902 по 1905 он осуществил постановку 170 спектаклей, в т.ч. по пьесам А.П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, У. Шекспира и М. Горького. Здесь начала формироваться худож. программа М., связ. с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиб. полно эта стилистика воплощается в Петерб. театре В.Ф. Комиссаржевской, где с 1906 М. стал гл. реж. Здесь им поставлено 13 спектаклей, среди к-рых «Гедда Габлер», «Нора», «Комедия любви» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса», «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Балаганчик» А.А. Блока. В 1908 М. приглашен в состав режиссуры петерб. имп. театров, в к-рых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в декорациях худ. А.Я. Головина с Ю.М. Юрьевым в роли Арбенина. С 1908 он ведет театр.-пед. работу, в своей студии (1913–1918) преп. технику сцен. движения, итал. комедию масок, муз. чтение в драме. После рев-ции 1917, к-рую М. приветствует, выдвинув идею «Театрального Октября», активно участвует в работе Театр. отд. Нар. комиссариата просвещения. В 1918 вступает в РКП(б). В 1921 организует Гос. высш. режиссерские (в дальнейшем – театр.) мастерские. В 1922 на базе мастерских создан Гос. ин-т театр. иск-ва (ГИТИС), при к-ром существовал театр ГИТИСа. В 1923 он был офиц. переимен. в Театр им. Вс. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 – Гос. театр им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ). С 1934 по 1937 М. поставлено мн. спектаклей по пьесам рус. и сов. драматургов в характерной для реформатора сцены ярко-зрелищной, динамически-образной форме. В их числе: «Лес» А.Н. Островского (1924), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1926), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1928), «Баня» В.В. Маяковского (1930), «Список благодеяний» Ю.К. Олеши (1931), «Вступление» Ю.П. Германа (1932). В 1934 событием театр. жизни страны стала постановка М. «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына с З.Н. Райх в роли Маргерит Готье. В 1915 М. снял как реж. кинофильм «Портрет Дориана Грея» по ром. О. Уайльда, где сыграл роль лорда Генри. В 1928 на экран вышел фильм «Белый орел», в к-ром он исполнил роль сенатора. Свои искания М. осуществлял и в муз. театре: «Орфей и Эвридика» К. Глюка (Мариинский оперный, 1911), нов. сцен. прочтение «Пиковой дамы» П. Чайковского (Малый оперный театр, Л., 1931). В 1938 ГосТИМ был закрыт, М. работал в Гос. оперном театре им. К.С. Станиславского (1938–1939). 20 июня 1939 был арестован, а в ночь со 2 на 3 февр. 1940 расстрелян в Бутырской тюрьме в М. 26 нояб. 1955 был признан незаконно репрессиров. и посм. реабилитирован Воен. коллегией Верховного Суда СССР. В 1984 в П. открыт Музей сцен. иск-ва им. В.Э. Мейерхольда. В 1999 на его терр. установлен первый в мире пам. режиссеру.

Соч.: Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968. Т. 1–2.

Ист.: Волков Н.Д. Мейерхольд. М.; Л., 1929. Т. 1–2; Гладков А.К. Годы учения Всеволода Мейерхольда. Саратов, 1979; Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981; Мейерхольдовский сборник. М., 1992. Вып. 1. Т. 2; Панфилова Н.Н., Фельдман О. Автобиография Мейерхольда // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1992 г. М., 1993; Ремезов А. Иверень // Театр. 1994. №2; Наследие; Мастер театра: фотоматериалы / авт.-сост. В. Садчиков. Пенза, 1994.

Н. М. Инюшкин, Н. А. Кугель