Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «<p align="justify"> '''ФОЛЬКЛОРИ’СТИКА''', наука, включающая в свой состав собирание, публикацию и...»
<p align="justify"> '''ФОЛЬКЛОРИ’СТИКА''', наука, включающая в свой состав собирание, публикацию и изучение нар. творчества, в т.ч. нек-рых нар. обрядов, чем близка к этнографии. Фолькл. материалы Пенз. края фигурируют впервые, по-видимому, в труде И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверия» (1837), где дается описание крест. календарных праздников и песен; мн. из них бытовали в Пенз. губ. В архиве Рус. геогр. общ-ва (СПб.) хранятся записи ок. 200 пословиц и поговорок, сделанные П. Арефьевым в Пенз. губ. (1848), а также песен и сказок, записанных З. Кротковым в Саранск. у. (1853), песен, собранных И. Любимовым, П. Ландышевым, К. Масловским в Саран. и Керенск. уездах (1854–1857). Ок. 20 песен напечатали ПГВ в 1860–1865. Ценные фолькл. и этнографич. сведения и записи содержат «Материалы для географии и статистики России...» в выпуске о Пенз. губ. Это обстоятельный очерк о мифологии, обычаях и обрядах морд., тат. и рус. населения Пенз. края, неск. рус. свадебных и семейно-бытовых песен. В 1878 неск. песен записаны в Городищ. у. О. Невельской. К 1904–1905 относятся записи песен, сделанные Н. Астровым в с. Загоскине; А.И. Троицким, В.Г. Колегановым в с. Верхозиме (ныне Шемыш. р-н), ими же сделаны записи и в 1912. В.Ф. Невзоров собрал в Башмаков. волости б. 100 сказок (1914–1916). Г.К. Заварицкий, крестьянин с. Князевка (ныне Пенз. р-н), опубликовал в журн. «Этнографическое обозрение» легенды и поверья родного села (1915–1916). Записи фолькл. произв. возобновились только в послевоен. вр. В 1948 и 1953 выходят кн. ''А.П. Анисимовой'', где наряду с авторскими произв. помещены и фольклорные записи с нек-рой лит. правкой. Выходит сб. частушек под ред. ''В.К. Застрожного'', сб. пословиц и поговорок, составленный П. Кузьминым; опубликованы песни с нотной записью П.П. Лондонова и Е.А. Прохорова. Плодотворную деятельность развернули студенч. фолькл. экспедиции под рук-вом доц. ПГПИ О.П. Мартыненко. В 1970–1975 были обследованы Пачелм., Камен., Земетч., Башмаков., Никольск., Пенз., Вадин., Неверк., Мокш., Беков., Лопат., Н.-Ломов., Лунин., Тамал., Городищ. р-ны. Результатом стали многочисл. записи обрядовой и внеобрядовой лирики и прозаич. жанров. Мн. из них не имеют аналогов в фольклоре др. регионов России. Важное значение для собирания и хранения нар. творчества имеет деятельность ГБУК «Пензенский областной Дом народного творчества», а также самодеят. фольклорных исполнит. коллективов.</p>

<p align="justify"> Морд. фольклористика еще теснее, чем рус., связана с этнографией. Ее следует рассматривать в б. широких геогр. рамках расселения морд. народа. В силу ист. условий собирание фольклорных произв. здесь началось относительно поздно. Подробно и обстоятельно дух. мир и обычаи мордвы раскрывают в сер. XIX очерки ''И.В. Селиванова'' «Мордва», ''П.И. Мелъникова-Печерского'' «Очерки мордвы», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба», мифологию – работа ''И.И. Лажечникова'' «Некоторые поверья мордвы», а также указанные выше «Материалы для географии и статистики России...». В 1880–1890-х выходят «Образцы мордовской народной словесности. Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом», то же на мокшанском наречии и нек-рые др. изд. Большой вклад в морд. ''Ф.'' внес просветитель ''М.Е. Евсевьев –'' авт. ряда иссл. и публикаций. Значит. интерес представляет деятельность акад. А.А. Шахматова, изучившего морд. яз. и записавшего в Саран. у. фольклорные тексты и напевы. Им издан «Мордовский этнографический сборник» (1910), содержащий старинные предания: описания обычаев, верований, обрядов, а также 33 сказки, 123 песни, 7 причитаний, загадки, пословицы, поговорки. Напевы фиксировал сел. учит. Р.Ф. Учаев. Непосредственно на терр. Пенз. края систематич. изучения морд. фольклора не было, но отд. записи публиковались в «Сборниках Пензенского губернского статистического комитета» (1905) (бытовые и ист. песни мордвы-мокши, записанные свящ. Н.П. Барсовым и переведенные на рус. яз.). В этом же изд. «Народные песни Пензенской губернии» (их собрал с помощью своих учеников педагог дух. семинарии ''А.И. Троицкий''). Большой вклад в изучение мордов. фольклора Пенз. обл. внес ''Н.И. Бояркин'', издавший кн. «Моронь пусмо: Пенза ёнксонь мокшэрзянь раскень морот. Песенный венок: Народные песни мордвы Пензенского края» (2012). Тат. ''Ф.'' представлена работами и публ., выполненными специалистами за пределами Пенз. края, но с материалами, имеющими отношение к тат. нас. Пенз. обл.</p>

<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Азадовский М. История русской фольклористики. М., 1958; Мартыненко О.П. Фольклор Пензенской области. Рязань, 1977; Первушкин В.И., Прошкин В.Я. Мордва Пензенской области. Пенза, 2012; Занимательная фольклористика. Саранск, 2015.</p>

''К. Д. Вишневский, В. И. Первушкин''

[[Категория: История]]
[[Категория: Образование, Наука]]

Навигация