Образование в городе Пензе
ОБРАЗОВА’НИЕ В Г. ПЕ’НЗЕ. До кон. 1-й трети XIX О. в П. осуществлялось только гос. учеб. заведениями губ. уровня и не охватывало шир. масс гор. нас. Первым учеб. заведением, учрежд. гор. властями П., стало созд. 21.05.1833 1-е муж. приходское нач. уч-ще. К XX в П. насчитывалось 12 гор. образов. учреждений (7 муж. и 5 жен. нач. уч-щ), а к 1910 их число увеличилось до 20 (10 муж. и 10 жен.). В перспективах введения всеобщ. нач. обучения в февр. 1910 в П. проведена перепись детей шк. возраста, выявившая потребность в 5600 учеб. мест, перекрывавш. наличными класс-комплектами на 69,6%. Пост. Пенз. гор. думы 16.06.1910 был утвержден 5-летний проект введения в П. всеобщ. нач. обучения и учреждена гор. шк. сеть, к-рая, наряду с гор., включила все существ. гос., церк., частные и иные нач. учеб. заведения и, планомерно развиваясь, должна была обеспечить полн. охват детей 8-11 лет к 1915 (темпы роста сети оказались существ. снижены из-за тягот начавш. 1-й мир. войны, но учеб. заведения продолжали открываться в П. вплоть до Окт. рев.). Одноврем. перед Мин-вом нар. просвещения поставлен вопрос о выделении П. в отд. инспекторский округ, назначении сюда гор. инспектора нар. уч-щ и о создании гор. училищн. совета. Не дождавшись положит. ответа, Пенз. гор. Дума Пост. 14.02.1912 учредила собств. орган управления гор. образованием – Шк. совет. Первым председателем Шк. совета стал изв. пенз. просветитель, деп. Пенз. гор. думы от духовного ведомства свящ. Н.Ф. Быстров (с 24.07.1912). Впоследствии пред. избирались гор. гласные В.А. Балдин (с 26.02.1913) и Н.И. Тархов (с 04.02.1917). После демокр. перевыборов Пенз. гор. думы (23.07.1917) на волне упразднения дорев. органов управления образованием вместо Шк. совета создается Шк. комиссия (05.09.1917, пред. К.А. Сергиевский), к-рая временно руководит гор. образованием П. и разрабатывает проект положения о Гор. ком-те по нар. образованию (утвержден 19.12.1917). Со 2-й пол. 1917 в О. в П. начинаются кардинальные реформы. Управление гор. образованием передается в руки пед. сообщества, а учеб. заведениями – пед. советов (при участии на обоих уровнях представителей гор. самоуправления и родителей уч-ся; возникшие т.о. «школьные советы» будут управлять шк. и в первые годы Сов. власти). Выстраивается преемственность между нач. и ср. ступенями образования, для чего кратно увеличивается набор в высш. нач. уч-ща. П. готовится приступить к формированию с 1918 сети дошк., сети нач. и ср. проф. образов. учреждений и сети учреждений доп. («внешкольного») образования детей и взрослых. Обсуждается открытие в гор. системе образования первого вуза – политехн. ин-та (с техн. и агротехн. направлениями подготовки). После ликвидации в П. досов. органов гор. самоуправления (10.04.1918) система О. в П. перешла в ведение Коллегии по нар. образованию Губисполкома (с 15.09.1918 – губоно) и в нее оказались включены все ср. учеб. заведения города. В ходе формирования в П. гор. органов Сов. власти 15.02.1919 создан Гор. отдел нар. образования (первый зав. – В.Е. Афанасьев), просуществов. до 1992 (с сент.1922 по янв. 1928 являлся гор. частью губоно). С 10.11.1918 нач. реорганизация 63 общеобр. учеб. заведений П. в единые труд. шк. I-II ступени. С введением совместн. обучения мальч. и дев., а также вследствие объединения шк., к-рые за гг. войны и рев-ции оказались в общ. помещениях, в П. к кон. 1923 стало 20 шк. I ступени и 5 шк. I и II ступени. К этому вр. в системе О. в П. было также 7 детдомов для беспризорников и 9 детсадов. Важн. направлением деят-сти системы О. в П. с 1920-х являлась ликвидация неграмотности и малограмотности среди переростков и взр. нас. (достигла значит. успехов к 1930-м, но за счет пост. притока в П. сел. нас. завершена только к 1959). Решением Пенз. горсовета с 1929/30 уч. г. в П. введено всеобщ. обязательное нач. обучение, с 1930/31 уч. г. – взят курс на всеобщ. обучение в объеме 7-летки. После реформы 1934 шк. П. становятся «начальными», «неполными средними», «средними» и начинают получать совр. номера. Индустриализация страны вызвала в 1930-х первую волну политехнизации шк.: каждая прикреплялась к к.-л. пр-тию, к-рое организационно и финансово поддерживало столярные, токарные, швейные и др. мастерские, созд. в 7-летках, и «рабочие комнаты» нач. шк. Заметн. вехой в развитии доп. образования стало открытие в 1936 Дома пионеров и октябрят. С началом Вел. Отеч. войны в зданиях шк. №№1, 3, 6, 11, 13, 17, 30, 32 разместились госпитали; в шк. №№13 и 40 – общежития; в шк. №4 – учит. ин-т; в П. эвакуировано 18 дет. учреждений. Шк. объединяются, уплотняются, принимают эвакуиров. детей, непрерывно проводят гуманитарные и труд. акции в помощь фронту и госпиталям. В годы войны в П. возникают ШРМ (8 на 1945). С 01.09.1943 в СССР введено раздельн. обучение в гор. ср. и неполн. ср. шк., в П. муж. стали ср. шк. №№2 и 10, 7-летние №№7, 12, 14, жен. – ср. №№4, 6, 17, 7-летние №№5, 8, 9, 11, 16, 23 и 24; 7-летние №№19 и 37 остались смеш. (раздельн. обучение отменено с 01.09.1954). С 1949/50 уч. г. П. возвращается к всеобщ. 7-летнему образованию, нач. шк. становятся 7-летними, а большинство 7-летних – ср. Начинается бум стр-ва шк. и детсадов. За 12 лет (1946–1958) кол-во шк. увеличивается с 31 до 50, а детсадов – с 34 до 58, темп стр-ва не снижается и в 1960-е–1970-е. С сер. 1950-х усиливаются компоненты политехнич. образования и труд. обучения, уч-ся проходят практику на пром. произ-ве, в колх. и совх. Шефств. пр-тия возводят и оснащают мастерские в шк. №№35, 46, 67, 12, 14, 15, 23, 48. В ходе реформы по интеграции общ. и проф. образования в 1960 шк. №№13, 15, 17, 23, 27 становятся 8-летними, шк. №№3, 5, 6, 7, 12, 19, 25, 33, 35, 43 (с 1963 – шк. №№2, 4, 24, 10) – 11-летними с производ. обучением. С 1965 появляются труд. лагеря для старшеклассников. Отказ от реформы с 1966/67 уч. г. означал возврат к 10-летнему ср. образованию, к-рое стало в П. к 1970-м фактически всеобщ. и определило в т.ч. расцвет вечерних шк. (в 1975 в 19 ШРМ обучалось 10 тыс. чел.). Тенденции профессионализации общеобр. шк. сохраняются в 1970-е–1980-е: в шк. организуют профориентац. кабинеты и ц.; в 1979 создан учеб.-производ. комбинат, на пром. пр-тиях П. действует 28 учеб.-производ. цехов и участков, где уч-ся осваивают до 40 профессий. Реформа 1984 дала старт информатизации шк. С введением предмета «Основы информатики и вычислительной техники» (1985) в шк. №18 совместно с заводом ВЭМ создан кабинет вычислит. техники, уч-ся осваивают спец. программиста, оператора и лаборанта ЭВМ; в 1986/87 уч. г. кабинеты информатики открыты в 10, а к нач. 1990-х – во всех ср. шк. П. С 1990 гороно, привлекая ресурсы вузов, открывает на базе ряда ср. шк. (№№29, 53, 44, 55 и др.) и шк.-интернатов (№№3, 2) эксперимент. специализир. учеб. заведения. Сеть дошк. учреждений П. в 1990 включала 164 детсада (34 на гор. бюджете и 130 ведомств.), к-рые посещали 29725 детей. Проблему очередей в детсады за все годы Сов. власти решить в П. не удалось. Сеть доп. образования в 1990 включала Дворец пионеров и школьников им. К. У. Черненко (открыт в 1987), 3 дома пионеров, 2 станции юных техников, дет. парк «Спутник», центр дет. юнош. туризма и экскурсий, шк. искусств, 8 ДЮСШ. В 1990/91 уч. г. создан гор. Научно-метод. ц. образования. Пост. Главы адм. г. П. 12.02.1992 в пределах штатной числености ликвидированы 4 районо и гороно, образован единый орган управления образованием – Отд. образования администрации г. П. (с 1996 – Управление образования г. П.). В 1993 созданные в предшеств. годы районные хоз.-эксплуатац. конторы сведены в гор. ХЭК. В эпоху начавшихся в 1992 реформ и экон. кризиса в П. удалось сохранить шк. сеть и гор. учреждения доп. образования. Десятки подрост. клубов, финансир. не из гор. казны, были закрыты. Десятки детсадов с баланса обанкротившихся предприятий принято на гор. бюджет, но значит. число ведомств. детсадов было закрыто. В числе позитивн. тенденций 1990-х – появление новых типов образов. учреждений: в 1992 на базе шк. №1 открыта класс. гимназия, шк. №6 – лингвист. гимназия; в 1993 шк. №13 реорганизована в многопрофильн. гимназию, ШРМ №1 – в ц. образования; в 1998 в гор. сеть включена православн. гимназия, шк. №46 становится казачьим кадетским корпусом; в 1999 школа №2 – лицеем совр. технологий управления, №70 – кадетской шк. по делам ГО и ЧС. В 2000-2014 произошла оптимизация сети образов. учреждений П.: 12 общеобраз. шк. (№№5, 14, 15, 22, 23, 24, 33, 34, 38, 39, 62, 72), специализир. (коррекц.) шк. и Ц. образования №2 были присоединены к др. общеобразовательным орг-циям, в большинстве случаев став их структ. подразделениями. Реорг-ция затронула также учреждения дошк. и доп. образования. В наст. вр. система О. в П., наряду с органами управления, методолог. обеспечения и комплексного обслуживания, включает 67 общеобр. учреждений (в т.ч. 9 гимназий, 5 лицеев, 2 кадет. шк., 2 шк. с углубл. изучением отд. предметов, 47 средних общеобр. шк., 1 шк.-интернат, 1 ц. образования); 46 учреждений дошк. образования и 52 их филиала; 9 учреждений доп. образования, структур. подразделениями к-рых являются загор. дет. оздоровит. лагеря «Строитель», «Юность», «Орленок» и 32 гор. подростков. клуба. В О. в П. работают более 10 тыс. чел., в т.ч. ок. 0,42 тыс. чел. (4,0%) рук. и зам., ок. 6,17 тыс. (60,2%) педагогов и ок. 3,68 тыс. чел. (35,8%) адм.-хоз. и обслуж. персонала. Дошк. учреждения посещают в П. ок. 27,9 тыс. детей, общеобр. − ок. 48,7 тыс., учреждения доп. образования − более 27 тыс. воспитанников.
Ист.: Ефремов В.Ф. История гороно в лицах (Из истории городского отдела народного образования). Пенза, 2005; История образования города Пензы. 1918–1950 годы: Сборник документов и материалов. Пенза, 2013; Ковылов С.А. Зарождение Пензенской городской системы народного образования // Пензенское краеведение. 2015. №3; Муниципальная программа города Пензы «Развитие образования в городе Пензе на 2015-2020 годы»; Стратегия развития муниципальной системы образования: опыт, проблемы, перспективы. Отчет о деятельности Управления образования города Пензы в 2016/17 учебном году. Пенза, 2017.
С. А. Ковылов