Модерн

Материал из Пензенская энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Доходный дом Кузьминых (современный вид). Пенза, ул. Горького, 37

МОДЕ’РН, стилевое направление в иск-ве кон. XIX – нач. XX. В пенз. сооружениях наиб. ярким образцом этого стиля в его романт. разновидности, т. н. северного, или финского, М., является здание Крест. поземельного и Дворянского земельного банков, построенное в П. в 1912 по проекту арх. А.И. фон Гогена. Романт. мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его гл. фасада нарушает пристроенная на всю выс. здания ч., к-рую завершает криволинейный модерновый аттик, выглядевший здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома Р.И. Слонимской (ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает удив. цельность при всей разнородности использованных в нем элементов, тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готической архит. (снесено при реконструкции ул. Московской). К рационалист. направлению М. можно отнести два доходных дома того же времени – Д.В. Вярьвильского (см. Вярьвильские) (ул. Московская, 17) и А.В. Кармазовой (ул. Кирова, 43), являющихся двумя разными отражениями одного и того же архит. образа. В них использована облицовка всей плоскости стен гл. фасада бел. глазурованными и цветными плитками – прием, распростран. в позднем М., хотя применение изразцов для усиления выразительности зданий началось неск. раньше – в доме Н.П. Сахаровой, построенном в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова, 19, где расположена ДМШ №1). Здесь нов. стиль заявил о себе разной формой окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Л.В. Зверева (ул. Богданова, 44), уникальность к-рому придавали выпуклые (дутые) стекла в окнах, а также в здании об-ва взаимного кредита (ул. Московская, 62), где в результате слияния М. с неоклассицизмом фасад получил строгость и уравновешенность. В доме Шакина (ул. Ленина, 270) в Кузнецке выявлена роль штукатурки в создании архит. образа: пластичность форм и мягкость линий, контрастирующих с жесткой графичностью оконных переплетов. В Сердобске три крупных обществ. здания (жен. гимназия, 1910; реальное, 1911, и ремесл., 1907, уч-ща) были выполнены в стиле М., вступившем в свою последнюю стадию развития, в к-рой гл. формообразующими идеями стали строгость и целесообразность. Объединив в себе отд. элементы М. и неоклассицизма с рац. объемно-пространств. композицией и внутр. планировкой, эти здания явились предвестниками совр. архит. Больше всего М. ощущается в здании бывшей жен. гимназии (ср. школа №2) – во многом благодаря металл. ограждению с рисунком, включающим в себя стилизованные раст. мотивы. При всем различии этих зданий общим является контрастное сочетание светлого и темного кирпича. Цветовое решение фасадов можно также видеть в зданиях ср. школы №1 (ул. Пензенская, 31 и ул. Пензенская, 1/30) в Мокшане, ж.-д. вокзалов в Бессоновке и Тамале. В Спасске в 1900-х построен частный дом фотографа И.Е. Печенкина с элементами стиля М. (вытянутые окна с резьбой, асимметрично располож. и выдел. по выс. вход в виде башенки с шатром, в 2-этажной пристройке располагалось фотоателье).

Нов. материал – железобетон, принес нов. возможности в стр-во, позволив возводить, с одной стороны, огромные сооружения, а с др. – небольшие монолитные постройки сложной конфигурации. Примерами того и др. являются сооружения, входившие в состав зернохранилищ Рос. гос. банка, возвед. в 1914–1915 в пгт Беково и Тамала, – 7-этажная башня элеватора, получившая в последнем из них чисто модерновое завершение, и бетонный погреб-бункер. В каменном зодчестве пенз. М. проявил себя, за единств. исключением, достаточно сдержанно, без обычной для этого стиля вычурной композиции, текучести линий, манерности и изощренности декоративных форм. В деревянной архит. он также ограничился включением отд. модерновых элементов в традиц. облик гор. жилищ. Те же криволинейные формы, к-рые мы обычно соотносим с понятием М., проявились в П. лишь в павильонах ПКиО им. В.Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди деревянных домов, испытавших на себе влияние М., стоял дом №3 по ул. Ключевского, асимметричная компановка упрощ. прямоугольных объемов к-рого предвосхитила дальнейшее развитие архит. в сторону конструктивизма.

Ист.: Чернявская Е.Н. Постройки периода модерн в Пензенской области и их использование // Земство. 1995. №5; Белохвостиков Е. Архитекторы старой Пензы: Алексей Яковлев // УМ. 2006. 2 июня. №21; Большая Российская энциклопедия. М., 2012. Т. 20.

А. И. Дворжанский