Буртасы: различия между версиями

Материал из Пензенская энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «<p align="justify"> '''БУРТА’СЫ''', народ, известный по письменным источникам VIII–XIV вв. Первое упом...»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
<p align="justify"> '''БУРТА’СЫ''', народ, известный по письменным источникам VIII–XIV вв. Первое упоминание встречается у араб. энциклопедиста Аль-Калби в конце VIII в. Наиб. полная информация содержится в труде персид. автора Х в. Ибн Руста. По свидетельствам арабских автров, буртасы находились в зависимости от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников. Земля ''Б.'' лежала между хазарами и булгарами и занимала терр. в 15–17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От ''Б.'' до хазар шла степь с благоустр. дорогами. К ''Б.'' можно было попасть как по суше, так и по р. Волге. Между ''Б.'' и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял торг. путь. В IX–X вв. ''Б.'' постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли ''Б.'' старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди ''Б.'' был распространен обычай кровной мести, а девушки у них сами выбирали себе женихов. ''Б.'' занимались cкoт-вoм и земледелием, разводили КРС, а также имели верблюдов и лошадей. Гл. богатством у ''Б.'' считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в дерев. домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Оружие – кинжалы, дротики, топоры и луки со стрелами. Одни из них сжигали своих покойников, другие – хоронили. Среди археологов нет единого мнения относительно локализации археологических памятников ''Б.'' Г.Е. Афанасьев отождествляет памятники ''Б.'' с лесостепным вариантом салтово-маяцкой археол. культуры. А.Е. Алихова соотносила с ''Б.'' могильники средне-цнинской мордвы. М.Р. Полесских, А.Х. Халиков, Г.Н. Белорыбкин относят к культуре ''Б.'' селища и городища, расположенные на терр. Пенз. края. двумя компактными группами. Одна из них занимает Верх. Посурье (21 городище, 25 селищ), а другая – верховья рр. Выши, Вад, Мокши (11 городищ, 15 селищ). С X в. носители традиций изготовления коричнево-красной гончарной посуды расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя оттуда мордву-мокшу. С кон. X – нач. XI вв. данная территория испытывает сильное влияние со стороны Волжской Болгарии. Осн. занятиями в это время становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. По мнению Г.Н. Белорыбкина, в составе Волж. Булгарии возникает территориально обособленное Буртасское княжество, население которого в начале XII в. расселяется в Bepx. Примокшанье, где вступает в тесные контакты с Др. Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о морд. кн. Пуреше и Пургасе, один из к-рых был сторонником Руси, а др. – Волжской Булгарии. В 1237 пензенские городища и селища были разгромлены во время монгольского нашествия. В рус. источниках ''Б.'' характеризуют как один из народов Золотой Орды. Отмечается, что ''Б.'' принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После присоединения Поволжья к России ''Б.'' упоминаются в писцовых кн. и актах начиная с XVII в., но уже как ''Б.'' – посопные татары. Селения их локализуются преим. в ср. течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отд. поселения ''Б.'' встречаются по всему Ср. Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в юж. половине Мордовии и сев. ч. Пенз. обл.</p>
+
<p align="justify"> '''БУРТА’СЫ''', народ, известный по письменным источникам VIII–XIV вв. Первое упоминание встречается у араб. энциклопедиста Аль-Калби в конце VIII в. Наиб. полная информация содержится в труде персид. автора Х в. Ибн Руста. По свидетельствам арабских автров, буртасы находились в зависимости от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников. Земля ''Б.'' лежала между хазарами и булгарами и занимала терр. в 15–17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От ''Б.'' до хазар шла степь с благоустр. дорогами. К ''Б.'' можно было попасть как по суше, так и по р. Волге. Между ''Б.'' и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял торг. путь. В IX–X вв. ''Б.'' постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли ''Б.'' старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди ''Б.'' был распространен обычай кровной мести, а девушки у них сами выбирали себе женихов. ''Б.'' занимались cкoт-вoм и земледелием, разводили КРС, а также имели верблюдов и лошадей. Гл. богатством у ''Б.'' считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в дерев. домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Оружие – кинжалы, дротики, топоры и луки со стрелами. Одни из них сжигали своих покойников, другие – хоронили. Среди археологов нет единого мнения относительно локализации археологических памятников ''Б.'' Г.Е. Афанасьев отождествляет памятники ''Б.'' с лесостепным вариантом салтово-маяцкой археол. культуры. А.Е. Алихова соотносила с ''Б.'' могильники средне-цнинской мордвы. [[Полесских (Подлесских) Михаил Романович|М.Р. Полесских]], [[Халиков Альфред Хасанович|А.Х. Халиков]], [[Белорыбкин Геннадий Николаевич|Г.Н. Белорыбкин]] относят к культуре ''Б.'' селища и городища, расположенные на терр. Пенз. края. двумя компактными группами. Одна из них занимает Верх. Посурье (21 городище, 25 селищ), а другая – верховья рр. Выши, Вад, Мокши (11 городищ, 15 селищ). С X в. носители традиций изготовления коричнево-красной гончарной посуды расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя оттуда мордву-мокшу. С кон. X – нач. XI вв. данная территория испытывает сильное влияние со стороны Волжской Болгарии. Осн. занятиями в это время становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. По мнению Г.Н. Белорыбкина, в составе Волж. Булгарии возникает территориально обособленное Буртасское княжество, население которого в начале XII в. расселяется в Bepx. Примокшанье, где вступает в тесные контакты с Др. Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о морд. кн. [[Пуреш|Пуреше]] и [[Пургаз|Пургасе]], один из к-рых был сторонником Руси, а др. – Волжской Булгарии. В 1237 пензенские городища и селища были разгромлены во время монгольского нашествия. В рус. источниках ''Б.'' характеризуют как один из народов Золотой Орды. Отмечается, что ''Б.'' принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После присоединения Поволжья к России ''Б.'' упоминаются в писцовых кн. и актах начиная с XVII в., но уже как ''Б.'' – посопные татары. Селения их локализуются преим. в ср. течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отд. поселения ''Б.'' встречаются по всему Ср. Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в юж. половине Мордовии и сев. ч. Пенз. обл.</p>
  
 
<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Халиков А.X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Пенза, 2008; Татарская энциклопедия Пензенского края / гл. ред. и сост. Ф.М. Зюзин. Пенза, 2014.</p>
 
<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Халиков А.X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Пенза, 2008; Татарская энциклопедия Пензенского края / гл. ред. и сост. Ф.М. Зюзин. Пенза, 2014.</p>

Текущая версия на 12:52, 26 июля 2023

БУРТА’СЫ, народ, известный по письменным источникам VIII–XIV вв. Первое упоминание встречается у араб. энциклопедиста Аль-Калби в конце VIII в. Наиб. полная информация содержится в труде персид. автора Х в. Ибн Руста. По свидетельствам арабских автров, буртасы находились в зависимости от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников. Земля Б. лежала между хазарами и булгарами и занимала терр. в 15–17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От Б. до хазар шла степь с благоустр. дорогами. К Б. можно было попасть как по суше, так и по р. Волге. Между Б. и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял торг. путь. В IX–X вв. Б. постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли Б. старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди Б. был распространен обычай кровной мести, а девушки у них сами выбирали себе женихов. Б. занимались cкoт-вoм и земледелием, разводили КРС, а также имели верблюдов и лошадей. Гл. богатством у Б. считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в дерев. домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Оружие – кинжалы, дротики, топоры и луки со стрелами. Одни из них сжигали своих покойников, другие – хоронили. Среди археологов нет единого мнения относительно локализации археологических памятников Б. Г.Е. Афанасьев отождествляет памятники Б. с лесостепным вариантом салтово-маяцкой археол. культуры. А.Е. Алихова соотносила с Б. могильники средне-цнинской мордвы. М.Р. Полесских, А.Х. Халиков, Г.Н. Белорыбкин относят к культуре Б. селища и городища, расположенные на терр. Пенз. края. двумя компактными группами. Одна из них занимает Верх. Посурье (21 городище, 25 селищ), а другая – верховья рр. Выши, Вад, Мокши (11 городищ, 15 селищ). С X в. носители традиций изготовления коричнево-красной гончарной посуды расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя оттуда мордву-мокшу. С кон. X – нач. XI вв. данная территория испытывает сильное влияние со стороны Волжской Болгарии. Осн. занятиями в это время становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. По мнению Г.Н. Белорыбкина, в составе Волж. Булгарии возникает территориально обособленное Буртасское княжество, население которого в начале XII в. расселяется в Bepx. Примокшанье, где вступает в тесные контакты с Др. Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о морд. кн. Пуреше и Пургасе, один из к-рых был сторонником Руси, а др. – Волжской Булгарии. В 1237 пензенские городища и селища были разгромлены во время монгольского нашествия. В рус. источниках Б. характеризуют как один из народов Золотой Орды. Отмечается, что Б. принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После присоединения Поволжья к России Б. упоминаются в писцовых кн. и актах начиная с XVII в., но уже как Б. – посопные татары. Селения их локализуются преим. в ср. течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отд. поселения Б. встречаются по всему Ср. Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в юж. половине Мордовии и сев. ч. Пенз. обл.

Ист.: Халиков А.X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Пенза, 2008; Татарская энциклопедия Пензенского края / гл. ред. и сост. Ф.М. Зюзин. Пенза, 2014.

Г. Н. Белорыбкин