Пенза, изображения города
ПЕ’НЗА, изображения города дофотограф. периода. Как изв., первые и очень немногочисл. фотограф. виды П. относятся к кон. 1870-х – нач. 1880-х. Лишь с нач. 1900-х это становится темой творчества мн. пенз. фотографов. Между тем уже в XIX были изв. неск. видов б. раннего облика города. Первым изв. изображением П. является т.н. «гравюра Свечина» – «Вид Пензы на Суру к северо-востоку» (1765). В 1763 для осмотра и описания корабельных лесов в Казанской, Нижегородской и Оренбургской губ. был направлен подполк. А.И. Свечин (ум. в 1796) – чл. Казанской адмиралтейской конторы, нач. экспедиции по разведению, охране и заготовке корабельных лесов. В рапорте Сенату в апр. 1765 он писал: «Поселение сего города состоит на высоком и косогористом месте, которое продолжается вниз до рек Суры и Пензы…». Вместе с описанием он приложил изображение города. Это не было рисунком в обычном понимании, а скорее – своеобразная «фотография» П., поскольку Свечин запечатлел ее контуры с выс. 4-метрового помоста при помощи оптической камеры-обскуры (именовавшейся в России «махиной для снимания першпектив»), т.е. не рисовал, а «снимал панораму». По сути «махина» была ящиком размером с палатку с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой в задней. Свет при прохождении через линзу давал на бумаге перевернутое изображение, к-рое достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. Сразу же, видимо, набрасывались какие-то детали для памяти. Затем по этой «регуле перспективной», т.е. по контуру города, рисовальщик Прокофий (Прокопий) Артемьевич Артемьев (1736 (1733) – 1811) сделал эскиз будущей гравюры, прорисовав гор. детали, находившиеся в тени. А затем мастер «грыдоровальноландшафтного дела» Михаил Иванович Махаев (1718–1770) получ. рис. отгравировал.
Вторым изв. изображением П., и первым цветным, является рис. итал. офицера Филиппо Пизани, сдел. им с натуры в 1814 в походном дневнике и сопровожд. описанием города. Вид губ. города представлен в направлении дороги от Саранска на С. На рис. четко фиксируются 4 гл. ул.: Троицкая (ныне ул. Кирова), Московская, Лекарская (ныне ул. Володарского) и Дворянская (ныне ул. Красная). Справа от Дворянской ул. располагается большой лес. На рис. изображены неск. пенз. храмов. На переднем плане видна церковь Св. Апостолов Петра и Павла, постр. в 1797 и располагавшаяся в ц. Базарной пл. Ул. Московская на холме упирается в Спасский кафедр. собор, возведение к-рого закончилось лишь в 1820-е. Левее его изображена Никольская церковь. Еще левее, ниже Троицкой ул., угадывается Пенз. Троицкий жен. монастырь и церковь Сошествия Святого Духа.
Третьим, ныне изв., изображением П. считается литография «Пенза» Иосифа (Йозефа) Францевича Веркмейстера (1821–1867), нем. худ., фотографа-гравера из Саратова. На литографии в ц. изображена панорама П., а вокруг еще 8 видов города. Можно предположить, что Веркмейстер приезжал в П., где сделал «рисунки с натуры», как гласит надпись на франц. яз. на самой литографии, в период с 1854 по 1867. Издателем самой литографии мог быть как И. Веркмейстер, так и его брат, к-рый стал его преемником, содержал до 1877 фотомастерскую в Саратове и вполне мог использовать ранние рис. брата при изд. литографии «Пенза» в период 1867–1877.
Четвертым изображением П. можно назв. литографию Пенз. губ. правления по рис. М. Рудкевича «Вид части города Пензы с северо-восточной стороны», растиражиров. газ. «Пензенские губернские ведомости» в 1877.
Ист.: Тюстин А.В. Гравюра Веркмейстера // Музейный вестник. 2004. №7–8.
И. С. Шишкин