Авиация

Материал из Пензенская энциклопедии
Версия от 12:32, 28 апреля 2021; Admin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

АВИА’ЦИЯ, понятие, связанное с полетами аппаратов тяжелее воздуха; включает службу, обеспечивающую эти полеты, а также производство авиационной техники. Первый полет аэроплана над П. состоялся 6.5.1911 (летчик А.А. Васильев на аппарате «Блерио»). 1.7.1912 полет совершил авиатор А.А. Кузьминский. Одними из первых рус. летчиков были: уроженец Н.-Ломов. у., выпускник Пенз. ж.-д. техн. уч-ща П.А. Кузнецов, выпускник Пенз. реального уч-ща П.В. Евсюков. В 1913 Сердобск посетил известный рус. авиаконструктор И.И. Сикорский, впоследствии один из ведущих конструкторов США. В 1914–1916 в П. бывал поэт и один из первых рус. авиаторов В.В. Каменский, к-рый вместе с инж. А.Е. Яковлевым занимался усовершенствованием собственной модели аэроплана. В 1928 в П. открыта первая в стране Школа гражданской авиации. Из числа ее выпускников семеро стали Героями Сов. Союза, в их числе – В.С. Гризодубова, дочь известного авиаконструктора. В эти же годы в П. функционировал аэроклуб, давший первонач. летную подготовку ряду будущих авиаторов. Среди летчиков-интернационалистов, воевавших в Испании, были Герои Сов. Союза: А.С. Сенаторов, С.Ф. Тархов, Н.Ф. Баланов, Б.Н. Хлястач и др. В нач. ХХ в. устанавливаются пром. связи с авиацией. Так, на Пенз. авиазаводе №7 (см. Фабрика гнутой венской мебели «Рамиба») начинается выпуск пропеллеров для самолетов. В предвоен. годы авиадетали производились на Пенз. з-де №163 (позднее з-д «Электроавтомат», ПО «Эра»). Во время войны и после нее пр-тие все более приобретает профиль, связанный с авиацией, став центром тренажеростроения.

Развитие гражданской авиации в П. связано со строительством аэропорта вблизи Терновки в 1939. Новый аэропорт принимал транзитные рейсы. В 1963 году был построен терминал для пассажиров. Терминал частично реконструировался в 1970–1980-х. В 1970 началось строительство новой взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием. В 1990-е объемы перевозок сокращаются, а к 1998 регулярные рейсы прекратились. С 2003 началась полная реконструкция аэропортового комплекса. Были восстановлены регулярные рейсы в Москву. Изначально рейсы выполнялись три раза в неделю, но к 2004 периодичность возросла до пяти рейсов в неделю, кроме этого, осуществлялись сезонные рейсы в Санкт-Петербург из Саратова в летние месяцы.

В 2005–2015 проведена масштабная модернизация аэропорта (работы по реконструкции и восстановлению всей аэродромной инфраструктуры с доведением ее до современных норм, что позволяет принимать современные воздушные суда как зарубежного, так и отечественного производства, такие, как: Ту-204, Ил-76Т, Ил-76ТД, Ан-148, Airbus-319, 320, 321, Boeing-737, 757, СRJ-100/200 и др.). На 01.12.2017 услугами аэропорта для полетов воспользовалось 136044 пассажира, что больше аналогичного периода 2016 года на 40% (см. Транспорт воздушный, Пензенское конструкторское бюро моделирования). В 2018 по результатам всенародного голосования конкурса «Великие имена России» Пенз. аэропорту присвоено имя В.Г. Белинского.

Ист.: ПГВ. 1912. №163, 165; 1914, №234; Смолин Д. Боевые самолеты. М.-Л., 1939; Храбровицкий А.В. Русские писатели в Пензенской области. Пенза, 1946; Савин О.М. Страницы дружбы и братства: Из истории международных и интернациональных связей Пензы и области. Саратов, 1988.

К. Д. Вишневский, О. А. Сухова