Церковная реформа 1860–1870-х
ЦЕРКО’ВНАЯ РЕФО’РМА 1860–1870-х в Пенз. губ. Реформа затрагивала мн. сферы жизни и устройства РПЦ. Ключевая задача – преодоление сословной замкнутости духовенства, увеличение его личных прав, снятие сословных ограничений при получении дух. образования и формирование корпуса приходских свящ. («сблизить духовное сословие с другими частями населения, возвысить в собственных глазах его положение в составе гражданского общества, а уменьшая его численность, вместе с тем обеспечить более щедрою рукою его материальные нужды»).
На 1865 в Пенз. губ. при числ. граждан, исповед. православие, в 1 125 200 чел. действовало 740 церквей и 9 монастырей, на них приходилось 11 323 чел. бел. и 138 монашеств. (черн.) правосл. духовенства. Гл. источниками существования всех церк. учреждений в стране были казенные кредиты и доходы от совершения приходских требований (крещение, венчание, похороны и др.). Делами правосл. церкви на терр. губ. ведала Пенз. дух. консистория (учрежд. 16 окт. 1789). Дух. консистория наблюдала за церк. хоз-вом, за состоянием храмов, заведовала личным составом духовенства, осуществляла надзор за «чистотой веры», вела борьбу с ересями и расколом, осуществляла суд дух. лиц, ведала проверкой и хранением докум., семейно-брачными делами, актами гражд. состояния, распространением православия в пределах епархии. Система подготовки кадров духовенства в Пенз. губ. включала в себя дух. семинарию и три дух. уч-ща.
На основании царского указа от 6 авг. 1862 при Синоде из дух. и светских лиц было созд. особое Присутствие по улучшению матер. быта правосл. бел. духовенства. Сформулированы осн. цели реформы: расширение средств матер. обеспечения приходского духовенства, увеличение его личных гражд. прав и преимуществ, открытие детям духовенства свободы выхода из сословия, обеспечение духовенству участия в нач. нар. образовании.
На основе «Положения о приходских попечительствах» с 1864 при церквях стали создаваться приходские попечительства. В пределах их полномочий было: содержание б-ц, богаделен, приютов, кладбищ, оказание помощи бедным, урегулирование конфликтов между причтом и прихожанами. Осн. источником средств были добровольные пожертвования прихожан. К 1892 в Пенз. губ. при возросшей числ. правосл. церквей в 1063 действовало лишь 141 церк.-приходское попечительство. Сел. приходские общины отказались от установления причтам твердых денежных окладов. Гос-во оказывало помощь причтам сел. церквей путем выделения земельных участков, леса на стр-во домов духовенству или на сооружение и ремонт храмов. Одноврем. шло сокращение причтов и числа служащего духовенства. Множество мелких приходов было соединено вместе в более крупные. При этом часть церквей приписывалась к гл. церквям приходов, а часть совсем закрывалась и запечатывалась. В связи с сокращением приходов были точно определены штаты клириков каждого прихода, т.е. число свящ., дьяконов и псаломщиков. Однако эти сокращения, принеся малые выгоды в одном, нанесли церкви большой ущерб в др.: они ослабили ее и создали благоприятные условия для распространения раскола и сектантства.
Улучшить матер. положение духовенства предполагалось также за счет увеличения пенс. фонда (открыт в 1842), учреждения общ-в взаимной помощи, открытия б-ц и богаделен для больных и престарелых церковников, приютов для их сирот. Дети-сироты принимались в дух. учеб. заведения на казенный счет, вдовы клириков назначались просвирнями, заштатным священникам за 35 лет службы и их вдовам назначались казенные пенсии, хотя и мизерные.
И все же принятые меры не достигли цели. Инфляция и дороговизна росли быстрее, чем доходы. В кон. XIX б. часть приходского духовенства оставалась столь же бедной, как и накануне реформы. Важным направлением преобразований стало расширение прав духовенства и ликвидация сословной замкнутости. Начало этому направлению реформы положил закон 22 мая 1867, ликвидировавший наследственность занятия приходов. Логическим продолжением этого решения стал закон 11 июля 1869, декларировавший, что «дети лиц православного духовенства не принадлежат к духовному сословию». Вместе с тем закон сохранял за ними ряд льгот, напр. освобождал от податей и рекрутчины. Но самое главное – он давал им право самостоят. выбора профессии и поступления на дух., гражд. или военную службу. Вскоре дети духовенства стали широко использовать свои права. В 1875 46% от общего кол-ва студентов ун-тов составляли именно дети духовных лиц.
По закону 26 мая 1869 началась реорг-ция церк. учеб. заведений. Сущность изменений состояла в том, что др. сословия получили свободный доступ в дух. учеб. заведения. Результаты этого нововведения были скромными. В 1905 из 364 уч-ся в Пенз. дух. семинарии только 59 чел. были выходцами из др. сословий. Лучш. семинаристы стремились изменить свой соц. статус. Так, мн. выпускники Пенз. дух. семинарии получили затем светское образование в ун-тах России и стали видными гос. деятелями, деятелями науки, иск-ва и культуры, среди них: А.А. Архангельский – хоровой дирижер, комп., засл. арт. Республики; А.С. Архангельский – окончил Казанский ун-т, став его проф. по истории лит-ры; Н.Н. Архангельский – после окончания физ.-мат. ф-та Варшавского ун-та стал работать учит. математики, серьезно занимался астрономией; В.Б. Благославов – учился в Петерб. ун-те на юрид. ф-те, в 1883 вместе с Д.Н. Благоевым, В.Г. Харитоновым и П.А. Латышевым организовал первый в России соц.-демократ. кружок, в 1884 был выслан в П., где служил в окружном суде судебным приставом; Н.Н. Бурденко – учился в Юрьевском (Тартуском) ун-те, стал хирургом, д-ром мед. наук, акад. АН СССР, президентом АМН СССР; А.Н. Гвоздев – поступил в Моск. ун-т, стал языковедом, д-ром фил. наук, чл.-корр. АПН; Б.Н. Гвоздев – окончил Варшавский ун-т, этнограф, краевед, музейный работник; А.И. Мозжухин – после окончания пенз. семинарии получил муз. образование в Моск. филармон. уч-ще и стал оперным певцом; И.Я. Судаков – окончил ун-т Шанявского и школу МХТ, стал актером МХАТа и реж., проф. ГИТИСА и т.д.
Перемены коснулись управления и содержания учебы: вводились выборы ректоров, преп. и инспекторов. В семинариях и дух. академиях сократили, а то и вовсе отменили преподавание естеств. наук, математику, физику, медицину, агрономию. Усилили преподавание спец. дисциплин и педагогики. Последнее было связано с тем, что духовенство открывало многочисл. приходские школы для обучения крест. детей элементарным навыкам чтения, письма и счета. В них правит. видело мощное средство воздействия на нар. нравственность. 13 июня 1884 Ком-т мин. принял решение об увеличении церк. учеб. заведений, которые стали наз. церк.-приходскими школами (ЦПШ). Цель их учреждения, кроме распространения грамотности среди нас., заключалась в том, чтобы «воспитывать в детях страх божий, преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству». Заведовать школами должны были приходские свящ. Однако сел. духовенство увидело в этом новое возложенное на него тягло. Плата за заведование и за преподавание была слишком мала и не соответствовала труду и ответственности. В итоге кол-во таких школ стало вновь уменьшаться. Если в 1863 их было 21 тыс., то в 1916 их осталось всего ок. 8 тыс. на всю империю.
В Пенз. губ. 9 нояб. 1884 был создан епарх. училищный совет как адм.-консультационный орган управления ЦПШ губ. К 1861 в Пенз. губ. насчитывалось 264 церк. школы. С 1864 по нов. Правилам они стали наз. начальными нар. уч-щами. К 1884 их число резко сократилось в связи с созданием зем. школ. К этому времени в Пенз. епархии осталось только 42 школы. Однако к 1893 их кол-во возросло до 304, к 1904 – до 404. Но в дальнейшем кол-во ЦПШ в Пенз. губ. вновь начинает сокращаться. Финансировались они лишь в незначительной степени за счет дух. ведомства, в основном же за счет гос. казны. Пед. кадры для этих школ готовили дух. семинария и жен. епарх. уч-ще. Нек-рые изменения коснулись и управления церковью. Духовенство получило право собираться на съезды.
Т.о., буржуазно-либер. преобразования Александра II в 60–70-е XIX в целом отвечали потребностям капиталист. развития России и способствовали превращению ее в буржуазное гос-во. Ключевым фактором всех этих преобразований выступила ликвидация крепостного права. Эта гл. реформа повлекла за собой цепочку др. буржуазных нововведений. Были созданы выборные, на основе буржуазного имущественного ценза, представительские органы местного управления (земские и городские), вводились буржуазные принципы судопроиз-ва (гласность, состязательность судебного процесса, выборность мировых судей, независимость судей от администрации и др.); реорганизована прокуратура, созданы адвокатура и нотариат, отменялись телесные наказания, рекрутчина, вводилась всесословная воинская повинность, устанавливался более гибкий гос. контроль за финансами. Все это создавало благоприятные условия для развития гор. и губ. хоз-ва, торговли, пром-сти, кредита. Но вместе с тем все эти реформы не отличались последовательностью, во мн. случаях сохраняли сословное неравноправие и пережитки крепостничества, часто вносились изменения в законодательные акты, причем не в лучшую сторону. Все это вело к росту недовольства в стране в целом и в Пенз. губ. в частности.
Ист.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985; Римский С.В. Церковная реформа 60–70-х гг. XIX в. // Отечественная история. 1995. №2; Пензенский край в истории и культуре России. Пенза, 2014; Догаева В.П. Буржуазно-либеральные преобразования 60-х – 70-х гг. XIX в. и их реализация в Пензенской губернии. Пенза, 2015.
В. П. Догаева