Салтово-маяцкая культура
СА’ЛТОВО-МАЯ’ЦКАЯ КУЛЬТУ’РА VIII–XIX, созд. на терр. Подонья и Приазовья полукочевыми нар., входившими в состав Хазарского каганата. Выделена в начале ХХ после раскопок поселения В. Салтово (Харьковская обл.) и Мяцкого городища (Воронежская обл.), по к-рым получила назв. Пам. С.-м. к. делятся на 2 варианта: лесостепной – аланский; степной – болгарский. Для алан характерны земледельческие поселения, крепости со стенами из бел. известняка, катакомбный обряд погребения; для болгар – кочевья, грунтовые и подкурганные погребения. По мнению А.Е. Алиховой и В.И. Вихляева, аланы оказали большое влияние на матер. культ. юж. гр. мордвы, к-рая в VIII–XIX была вооружена по аланскому образцу (сабли, топоры-чеканы, кав. пики, геральд. пояса). П.И. Сафронов полагает, что материалы Армиевского курганно-грунтового могильника иллюстрируют процесс ассимиляции ч. присурской мордвы болгарами, к-рые переходят здесь к оседлому образу жизни. На рубеже XIX–X племена С.-м. к. были разгромлены печенегами, после чего ч. болгар могла мигрировать в В. Посурье.
Ист.: Среднецнинская мордва VIII–XI вв. Саранск, 1969; Вихляев В.И. Культурные связи среднецнинской мордвы с аланскими племенами Северного Кавказа и Дона во второй половине I тысячелетия // Материалы по археологии и энографии Мордовии: тр. МНИЯЛИЭ. Вып. 45. Саранск, 1974; Сафронов П.И. Актуальные вопросы изучения средневековых памятников Верхнего Посурья и Примокшанья VIII – начала XI в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №. 12-2 (50).
В. В. Ставицкий