Духовенство иудейское
ДУХОВЕ’НСТВО ИУДЕ’ЙСКОЕ, гр. лиц, занимающаяся исполнением религ. культа в иудаизме. Дух. рук. евр. общины, и. о. наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религ. законов является раввин (в переводе с иврита «рав» означает «большой», «великий», а также «законоучитель»). Раввин – звание, присваиваемое по получению высш. религ. образования, дающее право возглавлять иудейскую общину, преп. в религ. учеб. заведениях и быть чл. религ. суда. В иудаизме раввин не является священнослужителем. Согласно «Положению о евреях» 1804 и 1835 за евр. общинами сохранялось право выбирать раввина с послед. утверждением губ. властями В обязанности раввина входило рук-во дух. жизнью общины, публ. проповеди, совершение обрядов бракосочетания, обрезания, наречения имени, погребения, рук-во религ. шк., толкование и применение религ. законов, контроль кошерности пищи и т. д. Учитывая, что согласно закону от 1857 на должность раввина рекомендовалось выбирать только выпускников созданных правит. раввинских уч-щ с послед. утверждением губ. властями (т. н. «казенные раввины»), в ряде общин зачастую выбирали также знатоков и толкователей религ. законов (т. н. «духовные раввины»). Первым казенным раввином П. был Е.М. Перельштейн (1851–1921), к-рый с 1885 по 1915 безвозмездно выполнял обязанности раввина. В 1895 Перельштейн получил спец. свидетельство губ. правления и т.о. стал единств. в истории Пенз. религ. общины казенным раввином. Приемник Перельштейна на должности раввина И.Б. Дубов (1870–1978) не имел спец. свидетельства губ. правления и выполнял обязанности дух. раввина с 1915 по 1921. После 1917 положение о казенном раввине утратило силу.
Раввину помогали др. лица, относящиеся к духовенству иудейскому, в т.ч.: Габбай – выборный староста синагоги, в обязанности к-рого входило решение организац. и фин. вопросов. Первым старостой Пенз. синагоги был И.М. Франт (1832–1911), пенз. купец 2-й гильдии, отставной солдат, прослуживший 25 лет в армии. На собств. средства Франт приобрел участок земли с домом на ул. Рождественской (ныне ул. М. Горького), к-рый безвозмездно передал евр. общине для стр-ва синагоги. Моэль – спец. обуч. мужчина, выполн. обряд обрезания (удаления у мальчиков и мужчин крайней плоти). Так, моэлем Пенз. религ. общины был Я.Г. Зингер (1895–1980), приехавший по приглашению в 1948. Он тайно совершал обряд обрезания не только евр. мальчикам, но и живущим в соседних регионах «субботникам». Шойхет – резник в иудейской общине, чел., занимающийся забоем скота и птицы и ритуальной обработкой мяса. В течение б. 30 лет пенз. шойхетом был Иегуда Фишель Циклин, скончавшийся в 1923. Хаззан (кантор) – чел., ведущий богослужение в синагоге. При этом присутствующие читают молитвы, а хаззан повторяет их речитативом или нараспев. Пенз. община, как правило, приглашала хаззанов только на религ. праздники. Меламед – частный учит. религ. законов в иудаизме. При синагоге работали 2 типа нач. евр. религ. шк. Для обучения мальчиков из малоимущих семей была создана т. н. «талмуд-тора» – нач. религ. учеб. заведение, содержавшееся на средства синагоги. В ней преп. иврит, Тору и Талмуд. В отд. случаях мальчикам преп. письмо (на яз. идиш) и арифметику. Для мальчиков из обеспеч. семей был открыт хедер, где преп. те же дисциплины, но содержание хедера осуществлялось за счет средств родителей. Шаммаш (шамес) – служитель в синагоге, обеспечив. ее хоз. деят-ть. В наст. вр. из всех перечисл. выше должностей, относящихся к иудейскому духовенству, в Пенз. синагоге сохранились должности раввина, габбая (старосты синагоги) и шаммаша (шамеса).
Ист.: Певзнер М.Е. Летопись Пензенской еврейской общины / под ред. и с прим. В.И. Левина // Еврейская школа. 1995. №1–3; Левин В.И. История евреев России. Пенза, 2003; Евреи Сурского края. Очерки по истории Пензенской еврейской общины. Пенза, 2017.
А. М. Чудновский