Зубриловка

Материал из Пензенская энциклопедии
Версия от 18:15, 19 декабря 2021; Admin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
В. Э. Борисов-Мусатов. «Прогулка на закате». 1903 г.
Дворец в усадьбе Зубриловка в период деятельности туберкулёзного санатория. 1950-е гг.

 ЗУБРИ’ЛОВКА, усадьба кн. Голицыных, с. Зубрилово Балашовск. у. Сарат. губ. (ныне Тамал. р-н Пенз. обл.). Расположена на выс. мысу прав. берега р. Хопер. Выдающ. пам. дворцово-парк. архит. эпохи классицизма. Представляет собой комплекс из неск. зданий с парком пл. б. 7 га. Анс. формировался. в основном в 1780–1790 при С.Ф. Голицыне и его сыновьях. Включает дворец (1780-е), церковь (1796), колокольню (1796), парк с мемориал. часовней (1815) и башней-руиной (1-я четв. XIX), больничн. корпус и 4 жилых строения (сер. XIX). Дворец, церковь и колокольня создавались на основе образц. проектов, возм., Ж.-Ф. Неффоржа (1714–1791).

Архит. основой дворца является тип «дома во французском вкусе». Изящный 2-этажный с цокол. этажом прямоугольник дворца с портиком дорич. ордера сев. фасада; с выступающей 6-колонной полуротондой и 2-маршев. лестницей, спускающ. от нее в парк и украшен. скульпт. юж. фасада был соединен с двумя боков. флигелями галереей, где находились оранжерея и зимний сад. В интерьере дворца декорат. отделкой выделялся круглый зал-салон (лепные бордюры, ниши с вазами и скульпт. и пр.). В 1810-х дворец существенно перестраивался, возм., по проекту Д. Кваренги.

В парке симметрично от дворца расположены церковь и колокольня. Монумент. объем церкви строится на сочетании квадр. в плане трапезной с портиком дорич. ордера и храма-ротонды, увенчан. изящным бельведером. Выразительность архит. образа, стилистич. чистота исполнения ее элементов делают постройку ценнейшим пам. архит. Церковь 4-придельная: гл. придел посвящен Преображению Господню, боковые (в трапезной) – прп. Сергию Радонежскому и вмч. Варваре, небесн. покровителям С.Ф. и В.В. Голицыных. Интерьер храма украшен искусств. роз. мрамором и алтарем в 12 колонн тоскан. ордера; стены трапезной – росписью 1-й пол. XIX. В крипте – придел Воскрешения Лазаря. Здесь и в некрополе у стен церкви сохранилось более 20 захоронений Голицыных и родств. родов. Колокольня 3-ярусная, два ее нижн. яруса имеют в плане вид равносторон. треугольника со срезан. углами. 3-й ярус (звонница) – цилиндрич., был увенчан длин. шпилем. Обширный пейзажн. парк, вытянутый по склону, с гл. въездной аллеей протяженностью ок. 1,5 км, создавался в 1-й трети XIX.

Храм в усадьбе Зубриловка

Недалеко от колокольни, на спуске к оврагу, располагалась купальня (не сохр.), чаша к-рой за ночь по трубам от родников наполнялась чист. водой, нагревалась солнцем в течение дня для купания, а использов. вода спускалась в ручей. По др. сторону оврага сохранилась башня-руина, построен., по преданию, плен. французами в 1810-x, характерн. сооружение парков эпохи романтизма. Недалеко от церкви находится часовня, выполнен. в тяжеловесных формах в виде усеч. пирамиды, гл. фасад к-рой отмечен портиком. Она сооружена на месте дома, в к-ром посл. годы жила В.В. Голицына, супруга основателя усадьбы, еще при жизни передавшая ее сыновьям. Севернее церкви стоит 1-этажное здание б-цы; недалеко от нее – 4 жилых дома, попарно располож. по обе стороны дороги. В архит. этих зданий прослеживаются классицистич. мотивы. В З. существовал пансион (на 36 мальч. и 46 дев.) для дворянских детей. Для крестьян Голицыны содержали б-цуна 20 коек, род. дом на 5 кроватей, ясли, богадельню на 12 чел.

З. всегда упоминалась современниками с эпитетом «великолепная». Худож. коллекция, собран. сыном основателя усадьбы Ф.С. Голицыным, включала портретн. галерею, предметы из фарфора, мрамора и бронзы. В З. бывали И.А. Крылов, неоднократно Г.Р. Державин, Ф.Ф. Вигель; худ. Поленовы: В.Д. (авг. 1879) и Е.Д. (1877, 1879, есть рис. колокольни); худ. В.Э. Борисов-Мусатов (1899, 1901–1902), к-рым созданы самые значительные произв. с зубриловск. мотивами: «Гобелен», «Водоем», «Призраки», «Прогулка на закате», большое кол-во этюдов, графич. листов.

После смерти С.Ф. Голицына усадьба переходила к сыновьям и внукам. Был установлен майорат. Посл. владелец – А.Г. Прозоровский (1853–1914), правнук создателя усадьбы, после 1890 в ней не жил. После его смерти З. перешла к его сестре А.А. Горяиновой (1851–1921). 19.10.1905 в ходе крест. волнений З. была разгромлена, дворец сожжен. Не восстанавливалась. Перед рев-цией 1917 продана в казну. В 1920-х З. занимала крест. коммуна. В 1936–1937 капитально отремонтирован и значит. перестроен дворец, восстановлен зап. флигель под дом отдыха парт. актива. Позже в З. располагались леч. учреждения: госпиталь (в Вел. Отеч. войну), туберк. санаторий (до 1979).

Ныне во дворце кровля отсутствует, межэтажные перекрытия и лестницы в стадии обрушения. Колокольня использовалась как водонапорная башня, утрачены звоны и завершение. Часовня в стадии разрушения. Церковь отремонтирована, проводятся службы (с 1990). Парк запущен, но гл. аллеи читаются. Основу насаждений составляют 300-летние дубы (частично вырублены в 1990-е) и др. старовозрастн. насаждения. К ним примешиваются липа, клен, ясень, вяз, разнообр. кустарники, плодовые деревья, встречаются лиственница сибирская и сосна обыкнов. Проложены нов. проездные дороги, искажающ. планировку. Усадебные постройки являются объектами культ. наследия федер. значения (Пост. СМ РСФСР №1327 от 30.08.1960), внесены в Единый гос. реестр в качестве пам. истории и культуры.

Ист.: Верещагин В. Разоренное гнездо // Старые годы. 1908. №3; Савельева Е.К. Братья А.В. и В.В. Леонтьевы – исследователи дворцово-парковых ансамблей в селах Зубрилово и Куракино // Пензенский Временник любителей старины. Вып. 11. 1994; Перфильева Л.А. Усадьба Голицыных и Голицыных-Прозоровских // Мир русской усадьбы. М., 1995; Посохина М.В. Зубриловка. Отблеск заката // Наука и жизнь. 2007. №10; Городнова Л.Е. «Разрушился сей дом, засохли бор и сад». Державинская песнь голицынской Зубриловке // Наше наследие. 2008. №86; Городнова Л.Е. Очаровательная греза 18-го века // Московский журнал. 2015. №3.

Л. В. Рассказова