Усадьба городская
УСА’ДЬБА ГОРОДСКА’Я в зависимости от соц. положения ее владельца имела разл. вид. На усадьбе рядовых горожан с улицы, как правило, стоял небольшой дерев. 3-оконный дом, мало чем отличавш. от крест. сел. домов, во дворе – 1–2 хоз. постройки, за ними – огород или сад. Купцы часто приспосабливали свои У. г. под торг. цели. При этом кирп. дом, развернутый вдоль ул., обычно имел 2 этажа, из к-рых в нижнем размещались лавки и магазины, а верхний использовался под жилье; во дворе располагались складские помещения и др. службы, сад и огород отсутствовали.
Особый интерес представляют т. наз. пром. купеч. усадьбы, т.е. приспособл. для произ-ва к.-л. вида продукции. На У. г. строились паровые мельницы и крупорушки с подсобными помещениями (усадьба купца Н.Т. Евстифеева на Хлебной пл. в П., ныне ул. Гладкова, 10). У. г. аристократии формировалась по образцу помещичьей сельской: жилой дом стоял свободно внутри участка, за ним находился большой хоз. двор с сараями, амбарами, ледниками, конюшнями, каретниками, за к-рыми простирался фрукт. сад.
О планировке дворян. У. г. в П. напоминает лишь стоящий на удалении от кр. линии ул. Куйбышева дом с мезонином, принадлеж. в 1-й пол. XIX В.Н. Загоскиной, в к-ром позднее расположился Пенз. музей нар. творчества. Перед домом был парадный двор с круглой клумбой. Хоз. постройки стояли по бокам усадьбы; за домом начинался парк, переходивший в сад, к-рый тянулся по ул. Дворянской (ныне ул. Красная).
С урегулированием гор. застройки по генплану 1785 жилые дома переместились на переднюю линию У. г., в результате чего планировка приобрела определенное единообразие. В дальнейшем жилые дома стали возводить увеличен. размера; рядом с ними строился флигель. Нек-рые хозяева полностью превратили дома в постоялые дворы (особенно мн. было в П. вокруг Базарной пл.). Для этого усиленно строились конюшни, каретники и сараи-навесы для размещения лошадей и экипажей, а также кладовые – для хранения привезен. на продажу товара.
А. И. Дворжанский