Транспорт гужевой
ТРА’НСПОРТ ГУЖЕВО’Й, вид транспорта, в к-ром в кач-ве тяги применяется сила животных. До появления ж.д. являлся важнейшим видом сухопутного транспорта и использовался для пасс. и грузовых перевозок на разл. расстояния. Для пасс. перевозок существовала сеть почтовых ст., предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков. П. исстари имела собств. экипажное произ-во. В 1860-х изготовлением экипажей занимались 11 каретных мастеров, в 1880-х – 23. В сер. XIX купец Д.В. Стрыгин создал лучшую в губ. каретную мастерскую. В нач. ХХ произ-вом повозок в Пенз. губ. занималось до 2 тыс. чел. В 1860-х извозом в П. было занято 137 чел., в 1888 – 420, в нач. ХХ – ок. 500. Их биржи находились на Соборной пл., нижнем базаре, ок. гостиниц, на вокзалах. С развитием пром-сти и ростом нас. П. появилась потребность в транспорте обществ. пользования. В 1906 было организовано движение омнибусов с тягой 2–3 лошадьми, перевозили пасс. от вокзала до зем. б-цы. В период нэпа в П. организовано автотранс. АО, к-рое выполняло перевозки ж.-д. грузов гужевым и автомоб. транспортом. В 1933 в Пенз. орг-ции «Автогужтрест» имелось 10 автомашин и 170 лошадей. Во вр. Вел. Отеч. войны Т. г. осуществлялись грузовые и пасс. перевозки внутри обл. и за ее пределами. В наст. время Т. г. имеет нек-рое хоз. значение в сел. р-нах обл., в ферм. (крест.) хоз-вах для полевых работ.
В. И. Тюкалов, Е. П. Тюкленкова