Пензенское конструкторское бюро моделирования (ПКБМ)
ПЕ’НЗЕНСКОЕ КОНСТРУ’КТОРСКОЕ БЮРО’ МОДЕЛИ’РОВАНИЯ (ПКБМ), быв. гос. пр-тие Рос. авиац.-космич. агентства, ныне ОАО (с 2004). ПКБМ создано в дек. 1946. Первонач. наименование орг-ции – «ОКБ-9», позднее – «ОКБ-163», с 1966 – Пенз. КБ моделирующих приборов и машин (ПКБМПиМ), с 1975 бюро вошло в состав Пенз. производ. объединения «Эра» и называлось опытно-конструкт. бюро объединения «Эра». В 1992 КБ выделено из состава ППО «Эра» как самост. пр-тие, ПКБМ. Первым рук. КБ был А.Н. Королев. В 1949 его сменил И.В. Майоров, к-рый возглавлял опытно-конструкт. бюро до 1958. С этого вр. и до 1974 коллектив возглавил Н.А. Кондрашин, а затем Ю.П. Толстошеев, с 1985 – гл. конструктор Г.Н. Серегин. За период, когда опытно-конструкт. бюро входило в состав ППО «Эра», объединением руководил Н.К. Шихалеев, а с 1987 по 1992 – Б.В. Клюев, затем ген. дир. АО НПП «Эра». С 1999 руководил ПКБМ ген. дир. А.Н. Анисимов (1999–2003). В начале деят-сти осн. направление: разработка аппаратуры для проверки авиац. приборов, в 1954 – авиац. тренажеры. Разработано и изготовлено б. 70 опытных образцов тренажеров, практически под все типы летат. аппаратов гражд. авиации и ВВС, начиная с МИГ-17 и ИЛ-18 и кончая ИЛ-96-300 и ТУ-204. В ПКБМ разрабатывались и поставлялись отд. системы для тренажеров космич. многораз. корабля «Буран». Св. 700 пр-тий-соисполнителей принимали участие в создании сложного трениров. оборудования. ПКБМ является головной и, по существу, единств. спец. фирмой в России и СНГ по разработке комплексных авиац. тренажеров, к-рые эксплуатируются в 31 стране мира. В ПКБМ впервые созданы тренажеры самолетов вертик. взлета, посадки, в т.ч. на палубу авианосца, вертолетов возд. боя и палубного базирования, а также спец. тренажеры маловысотн. полета, дозаправки топливом в воздухе и др., оборудов. имитаторами визуальной обстановки на базе комп. генераторов изображения 6-степен. динамич. стендами, использующ. полномасштабное матем. обеспеч. систем самолета и бортов электроники, они позволяют с выс. степенью подобия имитировать полет в штатных и аварийных ситуациях во всем диапазоне высот и скоростей эксплуатац. режимов в условиях внешних воздействий. Разрабатываемые изделия во мн. основываются на изобретениях сотр. ОКБ А.С. Ветохина, В.С. Пустыльникова, В.М. Тимакова, Б.П. Пузанова и др. Зам. гл. конструктора В.Г. Лимонову, имеющему б. 90 изобретений, в 1992 присвоено звание засл. изобретателя России. Пр-тие было экспонентом междунар. выставок в 1994 в Китае, в 1995 – во Франции, с 1992 принимает пост. участие в междунар. авиац.-космич. салоне в Москве. Техн. уровень изделий неоднократно отмечался дипломами и мед. ВДНХ. В 1973 Н.К. Шихалееву, Н.А. Кондрашину, В.П. Мануйловичу, Ю.А. Уварову присуждена Гос. премия СССР, в 1989 Б.В. Клюеву – премия Совмина СССР. На ПКБМ работают разл. рода спец.: математики, механики, оптики, гидравлики, акустики, электронщики и др. Пр-тие располагает механ., электромонт., слесарно-сборочным и др. произ-вами. ПКБМ ведет внешнеэкон. деят-сть с зарубеж. партнерами из Великобритании, Канады, США, Франции и др. стран.
В 2013 пр-тие признано банкротом, в 2018 находится в стадии ликвидации.
Ист.: Большая энциклопедия транспорта. Т. 2; Авиационный транспорт. М., 1995; Серегин Г. Здесь создаются тренажеры // Гражданская авиация. 1993. №11; Федеральный центр тренажеростроения в Пензе // ПВ. 1996. 17 авг.; Кондрашин Н.А. Заметки о развитии отечественного авиационного тренажеростроения. Пенза, 1998.
В. Н. Шихалеев, Л. Н. Семеркова