Одежда чувашская
ОДЕ’ЖДА ЧУВА’ШСКАЯ. Уходит корнями в тюркские традиции, хотя имеет и ряд черт, характерных для др. народов Ср. Поволжья. Для одежды использовались холст, сукно, обработ. кожа. В основе традиц. костюма у женщин – туникообразная рубашка-кепе из тонкого бел. полотна с обильной вышивкой и цветными нашивками по вороту, груди, рукавам и подолу. С XVIII низовые чувашки стали шить рубахи с оборками из пестряди. Поверх рубахи носили вышитые передники (черситти, саплун). У низовых чувашек он был без нагрудника, шился из кр. клетчатой ткани; у верховых – с нагрудником, гладкую ткань украшали вышивкой и аппликацией. Надевали также холщевые балахоны типа просторного халата без боров. Летом надевали верхнюю одежду (шупар, пустав) из бел. холста или черн. хлопчатобумажной ткани со сборками, а также особую одежду (пустарла шупар), сшитую до талии из кр., ниже талии – из черн. ткани, украш. серебр., зол. галунами и цветными нашивками. Осенью и весной женщины носили длинные кафтаны с борами из домашней или фаб. темной шерстяной ткани (сахман), а зимой – притал. сборчатые шубы (керек). Одежду подвязывали поясом с подвесками. Замужние женщины повязывали голову полотенцеобразным холщовым головным убором (сурпан), поверх к-рого надевали шапочку-хушпу в форме усеч. конуса с длинной лопастью сзади, украш. монетами и бисером. Девушки носили небольшие шлемовидные шапочки-тухъя, расшитые бисером и бусинами, украш. плотно нашитыми серебр. монетами, а также сурбан – род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые бел. и светлых расцветок платки. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой. Среди жен. украшений характерны ожерелья (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), к-рую носили через плечо, наспинное украшение (пус хысе), подвески к поясам – сара, яркач, нагрудные украшения – шулькеме и сурбанные подвески (сурпан сакки). Все головные уборы украшались вышивками, бисером, серебр. монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом. В широком употреблении были перстни, серьги. Мужчины носили холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). Зимой – теплые штаны из домашнего сукна, а богатые – из кармазинного зел. и син. сукна. Летом – войлочные черн. или бел. шляпы (ялкас), зимой шапки (селек) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом. Традиц. обувь для мужчин и женщин – лапти, кожаные сапоги, бахилы, башмаки, коты и др. Вирьял носили лапти с черн. суконными онучами, анатри – с бел. шерстяными (вяз. или сшитыми из сукна) чулками. Мужчины онучи и портянки носили зимой, женщины – круглый год, причем обертывали их вокруг ног в виде ровных столбиков. В кон. XIX – нач. XX праздничной обувью считались резиновые калоши, надевавшиеся на чулок. В наст. время фаб. одежда почти везде вытеснила нац., к-рая используется лишь в фольклорных выступлениях.
Ист.: Воробьева Н.И. Крестьянская одежда населения Европейской России XIV – нач. XX в. М., 1971; Гузенкова Т.С., Иванов В.П. Чуваши // Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Чуваши: Этническая история и традиционная культура / сост. В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. М., 2000; Николаев В., Иванов-Орков Г., Иванов В. Чувашский костюм от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002; Чуваши. М., 2017.
Г. Н. Белорыбкин, В. И. Первушкин