Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Файл:Транспорт железнодорожный 1 1.jpg|мини|511x511пкс|Вокзал станции Пенза-I. 1990-е гг.]]
 +
[[Файл:Транспорт железнодорожный 3 Локомотивное депо станции Пенза-1 60-70-х гг 20 века макет 1.jpg|мини|512x512пкс|Локомотивное депо станции Пенза-I. 1970-е гг. Макет А.В. Сачкова]]
 
<p align="justify">'''ТРА’НСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРО’ЖНЫЙ''' – одно из осн. в Пенз. обл. средств перемещения грузов и массовых перевозок нас. на дальние расстояния, что обусловлено экон.-геогр. положением обл., по терр. к-рой пролегают крупнейшие ж.д. – Куйбышевская и Юго-Восточная. Как отрасль экономики ''Т. ж.'' базируется на работе ж.д., включающей осн. техн. элементы: сооружения, здания, средства сигнализации и связи, разл. службы и системы, выполняющие осн. работу – перевозки, в т.ч. орг-цию движения поездов. Линии ж.д. проходят через 17 из 28 р-нов Пенз. обл.</p>
 
<p align="justify">'''ТРА’НСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРО’ЖНЫЙ''' – одно из осн. в Пенз. обл. средств перемещения грузов и массовых перевозок нас. на дальние расстояния, что обусловлено экон.-геогр. положением обл., по терр. к-рой пролегают крупнейшие ж.д. – Куйбышевская и Юго-Восточная. Как отрасль экономики ''Т. ж.'' базируется на работе ж.д., включающей осн. техн. элементы: сооружения, здания, средства сигнализации и связи, разл. службы и системы, выполняющие осн. работу – перевозки, в т.ч. орг-цию движения поездов. Линии ж.д. проходят через 17 из 28 р-нов Пенз. обл.</p>
   −
<p align="justify">История ж.-д. транспорта. Первой ж.-д. линией, проложенной по терр. Пенз. губ., стала Морш.-Сызр. ж.д. протяженностью 499 верст, построенная в 1872–1874. Стр-во линии велось акц. общ-вом, учредит. к-рого выступил ''С.Д. Башмаков''. Строит. работы, к-рые велись одноврем. по всей трассе на 8 строит. участках, возглавлял гл. инж. П.А. Борейша. Начались работы в мае 1872 под рук. нач. 1-го строит. участка, инж. Н.Л. Маркова близ д. Глебовка. В стр-ве Морш.-Сызр. ж.д. участвовали изв. инж. Н.М. Бихеле, П.Е. Гронский; нач. строит. участков были инж. Б. Суховецкий, Н.А. Базик, Н.Ф. Лерхе, С.П. Максимович, К.К. фон Шульц, В.М. Лахтин (в 1874–1896 – нач. дороги), В.А. Рейнбот. Движение поездов на дороге было открыто 12 окт. 1874.</p>
+
<p align="justify">История ж.-д. транспорта. Первой ж.-д. линией, проложенной по терр. Пенз. губ., стала Морш.-Сызр. ж.д. протяженностью 499 верст, построенная в 1872–1874. Стр-во линии велось акц. общ-вом, учредит. к-рого выступил [[Башмаков Сергей Дмитриевич|С.Д. Башмаков]]. Строит. работы, к-рые велись одноврем. по всей трассе на 8 строит. участках, возглавлял гл. инж. П.А. Борейша. Начались работы в мае 1872 под рук. нач. 1-го строит. участка, инж. Н.Л. Маркова близ д. Глебовка. В стр-ве Морш.-Сызр. ж.д. участвовали изв. инж. Н.М. Бихеле, П.Е. Гронский; нач. строит. участков были инж. Б. Суховецкий, Н.А. Базик, Н.Ф. Лерхе, С.П. Максимович, К.К. фон Шульц, В.М. Лахтин (в 1874–1896 – нач. дороги), В.А. Рейнбот. Движение поездов на дороге было открыто 12 окт. 1874.</p>
    
<p align="justify">Морш.-Сызр. ж.д. сооружалась однопутной, шир. колеи 5 (1 524 мм). На дороге имелось 24 ст. и 1 полуст., из к-рых 2 – 1-го кл. (П., Сызрань), 4 – 2-го, остальные – 3-го и 4-го кл. На дороге были построены паровозовагоноремонтные мастерские на ст. Коршуновка, П., Сызрань; оборотные паровозн. депо на ст. Коршуновка, Пачелма, П., Кузнецк, Сызрань. Паровозн. депо были прямоуг. формы, 3-стойловыми, со сквозным проходом, на 12 паровозов (3-парки). К этому вр. ж.-д. подвижной состав насчитывал 42 грузопассажирских паровоза, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. Груз. парк имел 530 крытых вагонов, из к-рых 89 с ручными тормозами, и 146 платформ (97 с тормозами). Использовались паровозы Мальцовского, Воткинского, Невского, Коломенского, Харьковского з-дов, а также паровозы из Австрии, Германии, Великобритании, Франции. Дорога стала первой в России, полностью выстроен. из стальных рельсов, к-рые поставлялись англ. и нем. компаниями. На ст. 1 кл. (П. и Сызрань) были построены кирпичн. здания вокзалов, на остальных ст. – дерев.; вдоль ж.д. установлена телеграф. линия. Управление дорогой располагалось в П., где также находились гл. паровозные и вагонные мастерские.</p>
 
<p align="justify">Морш.-Сызр. ж.д. сооружалась однопутной, шир. колеи 5 (1 524 мм). На дороге имелось 24 ст. и 1 полуст., из к-рых 2 – 1-го кл. (П., Сызрань), 4 – 2-го, остальные – 3-го и 4-го кл. На дороге были построены паровозовагоноремонтные мастерские на ст. Коршуновка, П., Сызрань; оборотные паровозн. депо на ст. Коршуновка, Пачелма, П., Кузнецк, Сызрань. Паровозн. депо были прямоуг. формы, 3-стойловыми, со сквозным проходом, на 12 паровозов (3-парки). К этому вр. ж.-д. подвижной состав насчитывал 42 грузопассажирских паровоза, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. Груз. парк имел 530 крытых вагонов, из к-рых 89 с ручными тормозами, и 146 платформ (97 с тормозами). Использовались паровозы Мальцовского, Воткинского, Невского, Коломенского, Харьковского з-дов, а также паровозы из Австрии, Германии, Великобритании, Франции. Дорога стала первой в России, полностью выстроен. из стальных рельсов, к-рые поставлялись англ. и нем. компаниями. На ст. 1 кл. (П. и Сызрань) были построены кирпичн. здания вокзалов, на остальных ст. – дерев.; вдоль ж.д. установлена телеграф. линия. Управление дорогой располагалось в П., где также находились гл. паровозные и вагонные мастерские.</p>
Строка 31: Строка 33:  
В февр. 1939 создана Пенз. ж.д., состоящая из гл. линии Таловая – Поворино – Балашов – П. – Кузнецк и примыкающих участков.
 
В февр. 1939 создана Пенз. ж.д., состоящая из гл. линии Таловая – Поворино – Балашов – П. – Кузнецк и примыкающих участков.
   −
<p align="justify">30 марта 1942 Пенз. ж.д. расформировывается, участки Пачелма – Кузнецк и Рузаевка – П. – Ртищево 6 апр. 1942 включены в состав ж.д. им. В.В. Куйбышева (с 1953 – Куйбышевская). В том же году на перегоне до ст. Кривозеровка начинается формирование Заречного парка ст. П.-III. В годы Вел. Отеч. войны пенз. железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Пенз. ж.-д. узла и сражались на фронте. Героями Сов. Союза стали ''В.Е. Жуков'', ''Н.П. Драгунов'', ''Н.С. Павлушкин'', кавалерами орд. Славы – Н.А. Костерин, А.С. Харитонов, С.С. Мочалов, П.Д. Климачев. По заданию Гос. Ком-та Обороны работники депо П.-I под рук. инж. Н.К. Безрукова, Б.А. Строкова и Н.Ф. Костычева в 1941 построили бронепоезд «Смерть фашизму!». Героически трудились А.Г. Гринюк, А.А. Мосолов, М.Г. Лазебный, Г.Е. Макаров, Н.В. Скворцов и др. Героями Соц. Труда стали потомств. железнодорожники ''Н.Р. Колобов'' и ''А.П. Жаркова''.</p>
+
<p align="justify">30 марта 1942 Пенз. ж.д. расформировывается, участки Пачелма – Кузнецк и Рузаевка – П. – Ртищево 6 апр. 1942 включены в состав ж.д. им. В.В. Куйбышева (с 1953 – Куйбышевская). В том же году на перегоне до ст. Кривозеровка начинается формирование Заречного парка ст. П.-III. В годы Вел. Отеч. войны пенз. железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Пенз. ж.-д. узла и сражались на фронте. Героями Сов. Союза стали [[Жуков Василий Егорович|В.Е. Жуков]], [[Драгунов Николай Петрович|Н.П. Драгунов]], [[Павлушкин Николай Сазонович|Н.С. Павлушкин]], кавалерами орд. Славы – Н.А. Костерин, А.С. Харитонов, С.С. Мочалов, П.Д. Климачев. По заданию Гос. Ком-та Обороны работники депо П.-I под рук. инж. Н.К. Безрукова, Б.А. Строкова и Н.Ф. Костычева в 1941 построили бронепоезд «Смерть фашизму!». Героически трудились А.Г. Гринюк, А.А. Мосолов, М.Г. Лазебный, Г.Е. Макаров, Н.В. Скворцов и др. Героями Соц. Труда стали потомств. железнодорожники [[Колобов Николай Романович|Н.Р. Колобов]] и [[Жаркова Анна Петровна|А.П. Жаркова]].</p>
    
<p align="justify">Приказом Мин-ва путей сообщ. СССР от 22 нояб. 1946 на сети ж.д. создано 274 отделения дорог. Одним из 6 отд. ж.д. им. В.В. Куйбышева стало Пенз. отд. В 1947 в состав его входили: отд. движения, паровозн. хозяйства, пути, сигнализации и связи, пасс., отд. рабочего снабжения.</p>
 
<p align="justify">Приказом Мин-ва путей сообщ. СССР от 22 нояб. 1946 на сети ж.д. создано 274 отделения дорог. Одним из 6 отд. ж.д. им. В.В. Куйбышева стало Пенз. отд. В 1947 в состав его входили: отд. движения, паровозн. хозяйства, пути, сигнализации и связи, пасс., отд. рабочего снабжения.</p>
 
+
[[Файл:Транспорт железнодорожный 2 1.jpg|мини|576x576пкс|Вокзал станции Пенза Сызрано-Вяземской железной дороги (ныне Пенза-I). Фото начала XX в.]]
 
<p align="justify">Во 2-й пол. 1940-х – 1950-х ведется реконструкция ''Т. ж.'' Внедряется маневровая и поездная радиосвязь, автоматич. локомотивная сигнализация. Локомотивный парк пополняется нов. мощными паровозами. С дек. 1957 начинается перевод Пенз. отд. с паровой на тепловозную тягу. На участке П. – Рузаевка в 1959 сооружена полуавтомат. блокировка и семафоры заменили на светофоры, а в 1961–1963 на участке П. – Ряжск введена диспетчерская централизация.</p>
 
<p align="justify">Во 2-й пол. 1940-х – 1950-х ведется реконструкция ''Т. ж.'' Внедряется маневровая и поездная радиосвязь, автоматич. локомотивная сигнализация. Локомотивный парк пополняется нов. мощными паровозами. С дек. 1957 начинается перевод Пенз. отд. с паровой на тепловозную тягу. На участке П. – Рузаевка в 1959 сооружена полуавтомат. блокировка и семафоры заменили на светофоры, а в 1961–1963 на участке П. – Ряжск введена диспетчерская централизация.</p>
  

Навигация