Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет изменений в размере ,  12:24, 2 ноября 2021
Нет описания правки
Строка 9: Строка 9:  
[[Файл:Одежда русская 5 1.jpg|right|мини|394x394пкс|Женский свадебный костюм]]
 
[[Файл:Одежда русская 5 1.jpg|right|мини|394x394пкс|Женский свадебный костюм]]
 
<p align="justify"> ''О. р.'' девушек была гораздо скромнее жен. Рубаха с поясом была единств. одеждой девочек до 12 лет. В ненастные и холодные дни поверх рубахи надевали зипун или полушубок. В будние дни голову не покрывали вовсе или же ходили в платке. В праздники надевали головной убор в виде твердой налобной повязки или венка, к-рые сзади украшали разноцветными лентами.</p>
 
<p align="justify"> ''О. р.'' девушек была гораздо скромнее жен. Рубаха с поясом была единств. одеждой девочек до 12 лет. В ненастные и холодные дни поверх рубахи надевали зипун или полушубок. В будние дни голову не покрывали вовсе или же ходили в платке. В праздники надевали головной убор в виде твердой налобной повязки или венка, к-рые сзади украшали разноцветными лентами.</p>
 +
[[Файл:Одежда русская 3 1.jpg|right|мини|391x391пкс|Женская свадебная одежда]]
 
<p align="justify"> Муж. ''О. р.'' была менее разнообразной: рубаха, порты и головной убор. Мужчины носили прямые туникообразные рубашки-косоворотки дл. до колена (с воротником или без него), с разрезом ворота сбоку (обычно слева и прикрытым планкой), выпущ. поверх нешироких штанов (порты) темного цвета и подпояс. поясом. Шилась рубаха из отбел. холста, крашенины, пестряди, в кон. XIX – нач. ХХ из фаб. тканей: сатина, ситца, кашемира. Ворот, планка, рукава, подол декорировались вышитым шерстяными или хлопчатобумажными нитями геометр. орнаментом. В селах Керенск. у. в кач-ве материала муж. рубах широко использовалось браное ткачество. Зажиточные крестьяне шили порты из сукна, фаб. шерстяной ткани. Крой портов традиц., общерус. с трапециевидными вставками. В кон. XIX – нач. XX в муж. одежде появляется пиджачная пара из фаб. ткани. С подобной парой носили жилеты из плиса, сукна, выкроенные рубахи дл. до середины бедра. Головные уборы были разнообразны по форме, однако наиб. часто носили валянные из бел., серой или коричневой шерсти с тульей и небольшими полями шляпы и колпаки без полей. Влияние гор. моды проявилось в активном распространении матерчатых картузов с лаковым козырьком.</p>
 
<p align="justify"> Муж. ''О. р.'' была менее разнообразной: рубаха, порты и головной убор. Мужчины носили прямые туникообразные рубашки-косоворотки дл. до колена (с воротником или без него), с разрезом ворота сбоку (обычно слева и прикрытым планкой), выпущ. поверх нешироких штанов (порты) темного цвета и подпояс. поясом. Шилась рубаха из отбел. холста, крашенины, пестряди, в кон. XIX – нач. ХХ из фаб. тканей: сатина, ситца, кашемира. Ворот, планка, рукава, подол декорировались вышитым шерстяными или хлопчатобумажными нитями геометр. орнаментом. В селах Керенск. у. в кач-ве материала муж. рубах широко использовалось браное ткачество. Зажиточные крестьяне шили порты из сукна, фаб. шерстяной ткани. Крой портов традиц., общерус. с трапециевидными вставками. В кон. XIX – нач. XX в муж. одежде появляется пиджачная пара из фаб. ткани. С подобной парой носили жилеты из плиса, сукна, выкроенные рубахи дл. до середины бедра. Головные уборы были разнообразны по форме, однако наиб. часто носили валянные из бел., серой или коричневой шерсти с тульей и небольшими полями шляпы и колпаки без полей. Влияние гор. моды проявилось в активном распространении матерчатых картузов с лаковым козырьком.</p>
 
<p align="justify"> Формы верхней одежды были немногочисл. и обычно единообразными для мужчин и женщин. Наиб. распростран. были кафтаны с клиньями по бокам, запахивающимся глубоко на лев. сторону (сермяги, зипуны), или длинные прямоспинные, расширяющиеся книзу халаты (армяки). Женщины, кроме того, носили разного рода куртки: корсетки, монарки, коротайки. Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы. Верхнюю одежду обычно подпоясывали широким и длинным (3 м) поясом – кушаком. В наст. время ''О. р.'' сохраняется в модернизиров. виде как концертный костюм.</p>
 
<p align="justify"> Формы верхней одежды были немногочисл. и обычно единообразными для мужчин и женщин. Наиб. распростран. были кафтаны с клиньями по бокам, запахивающимся глубоко на лев. сторону (сермяги, зипуны), или длинные прямоспинные, расширяющиеся книзу халаты (армяки). Женщины, кроме того, носили разного рода куртки: корсетки, монарки, коротайки. Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы. Верхнюю одежду обычно подпоясывали широким и длинным (3 м) поясом – кушаком. В наст. время ''О. р.'' сохраняется в модернизиров. виде как концертный костюм.</p>
 
<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Целиков Н., Застрожный В. Пензенский русский народный костюм. Пенза, 1958; Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994; Русские. М., 1999; Белорыбкин Г.Н., Ефремова Е.Н. Одежда русская // Пензенская энциклопедия. М., 2001; Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний: середина XIX – середина XX столетий. Пб.; Пенза, 2003.</p>
 
<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Целиков Н., Застрожный В. Пензенский русский народный костюм. Пенза, 1958; Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994; Русские. М., 1999; Белорыбкин Г.Н., Ефремова Е.Н. Одежда русская // Пензенская энциклопедия. М., 2001; Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний: середина XIX – середина XX столетий. Пб.; Пенза, 2003.</p>
 
''В. И. Первушкин''
 
''В. И. Первушкин''
[[Файл:Одежда русская 3 1.jpg|center|мини|391x391пкс|Женская свадебная одежда]]
+
 
 
[[Категория: Культура, Искусство]]
 
[[Категория: Культура, Искусство]]

Навигация