Барокко: различия между версиями

Материал из Пензенская энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «<p align="justify"> '''БАРО’ККО''', стиль в рус. архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве XVIII, отл...»)
 
Строка 1: Строка 1:
<p align="justify"> '''БАРО’ККО''', стиль в рус. архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве XVIII, отличавшийся декоративной пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. В Пенз. обл. представлено лишь памятниками культовой архитектуры. Отд. проявления этого стиля наблюдаются в оформлении наличников у церквей, построенных во 2-й трети XVIII, – в с. Анненкове Кузн. р-на (1743) и с. Чардым Лопат. р-на (1761), основу композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и шатровая колокольня. Дальнейшее развитие барочных форм идет по пути увеличения крутизны купола храма, включающего характерные для Б. оконные проемы-люкарны, и насыщения декора криволинейными элементами, что наиб. ярко проявилось в церкви с. Ахматовка Никольск. р-на (1760). Шатровая колокольня начинает уступать место столпообразной (Зеленовка Серд. р-на, 1797), а восьмерик храма, уменьшаясь в размерах, превращается в барабан, завершающий крышу двухсветного четверика (Симбухово Лунин. р-на, 1779, Калинино Пенз. р-на, 1768, Соколка Серд. р-на, 1792). Проникновение в культовую архитектуру классицистич. элементов (фронтонов, портиков) позволяет достичь необыкновенной гармонии, изысканности форм и пропорций, отличающих лучшие памятники переходной от ''Б''. к классицизму поры (собор и колокольня Наровчатского Троицкого Сканова общежительного мужского монастыря, церковь в Комаровке Кузн. р-на, 1776). Широкое распространение получило ''Б''. в интерьере и в первую очередь в оформлении иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и величавости внутреннего убранства храма. Выдающимся произв. монументально-декоративного иск-ва 2-й пол. XVIII является пятиярусный иконостас церкви в с. [[Нижнее Аблязово]] Кузн. р-на (см. также «[[Рождества Христова церковь в с. Нижнее Аблязово|Рождества Христова Церковь]]»), украшенный высокохудож. резьбой и скульп., среди к-рой выделяется скульптурная группа «Сошествие Святого Духа», расположенная на Царских вратах. Интерес представляет и пристенная скульптурная композиция «У гроба Господня», помещенная под резным балдахином, опирающимся на витые колонки. В церкви с. Калинина Пенз. р-на использовано покрытие стен и сводов барочным лепным орнаментом.</p>
+
<p align="justify"> '''БАРО’ККО''', стиль в рус. архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве XVIII, отличавшийся декоративной пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. В Пенз. обл. представлено лишь памятниками культовой архитектуры. Отд. проявления этого стиля наблюдаются в оформлении наличников у церквей, построенных во 2-й трети XVIII, – в с. Анненкове Кузн. р-на (1743) и с. Чардым Лопат. р-на (1761), основу композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и шатровая колокольня. Дальнейшее развитие барочных форм идет по пути увеличения крутизны купола храма, включающего характерные для Б. оконные проемы-люкарны, и насыщения декора криволинейными элементами, что наиб. ярко проявилось в церкви с. Ахматовка Никольск. р-на (1760). Шатровая колокольня начинает уступать место столпообразной (Зеленовка Серд. р-на, 1797), а восьмерик храма, уменьшаясь в размерах, превращается в барабан, завершающий крышу двухсветного четверика (Симбухово Лунин. р-на, 1779, Калинино Пенз. р-на, 1768, Соколка Серд. р-на, 1792). Проникновение в культовую архитектуру классицистич. элементов (фронтонов, портиков) позволяет достичь необыкновенной гармонии, изысканности форм и пропорций, отличающих лучшие памятники переходной от ''Б''. к классицизму поры (собор и колокольня Наровчатского Троицкого Сканова общежительного мужского монастыря, церковь в Комаровке Кузн. р-на, 1776). Широкое распространение получило ''Б''. в интерьере и в первую очередь в оформлении иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и величавости внутреннего убранства храма. Выдающимся произв. монументально-декоративного иск-ва 2-й пол. XVIII является пятиярусный иконостас церкви в с. [[Нижнее Аблязово]] Кузн. р-на (см. также [[Рождества Христова церковь в селе Н. Аблязово|«Рождества Христова Церковь»]]), украшенный высокохудож. резьбой и скульп., среди к-рой выделяется скульптурная группа «Сошествие Святого Духа», расположенная на Царских вратах. Интерес представляет и пристенная скульптурная композиция «У гроба Господня», помещенная под резным балдахином, опирающимся на витые колонки. В церкви с. Калинина Пенз. р-на использовано покрытие стен и сводов барочным лепным орнаментом.</p>
  
 
<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Тихонова А.И. Возрождение и барокко: кн. для чтения / под общ. ред. Е.М. Царевой, И.В. Охаловой. М., 2003; Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей / гл. ред. С. Кэлоуэй. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2011; Дворжанский А.И. Храмы Пензенской области. Т. 1. Пенза, 2017.</p>
 
<p align="justify"> '''''Ист.:''''' Тихонова А.И. Возрождение и барокко: кн. для чтения / под общ. ред. Е.М. Царевой, И.В. Охаловой. М., 2003; Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей / гл. ред. С. Кэлоуэй. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2011; Дворжанский А.И. Храмы Пензенской области. Т. 1. Пенза, 2017.</p>

Версия 13:33, 28 апреля 2021

БАРО’ККО, стиль в рус. архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве XVIII, отличавшийся декоративной пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. В Пенз. обл. представлено лишь памятниками культовой архитектуры. Отд. проявления этого стиля наблюдаются в оформлении наличников у церквей, построенных во 2-й трети XVIII, – в с. Анненкове Кузн. р-на (1743) и с. Чардым Лопат. р-на (1761), основу композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и шатровая колокольня. Дальнейшее развитие барочных форм идет по пути увеличения крутизны купола храма, включающего характерные для Б. оконные проемы-люкарны, и насыщения декора криволинейными элементами, что наиб. ярко проявилось в церкви с. Ахматовка Никольск. р-на (1760). Шатровая колокольня начинает уступать место столпообразной (Зеленовка Серд. р-на, 1797), а восьмерик храма, уменьшаясь в размерах, превращается в барабан, завершающий крышу двухсветного четверика (Симбухово Лунин. р-на, 1779, Калинино Пенз. р-на, 1768, Соколка Серд. р-на, 1792). Проникновение в культовую архитектуру классицистич. элементов (фронтонов, портиков) позволяет достичь необыкновенной гармонии, изысканности форм и пропорций, отличающих лучшие памятники переходной от Б. к классицизму поры (собор и колокольня Наровчатского Троицкого Сканова общежительного мужского монастыря, церковь в Комаровке Кузн. р-на, 1776). Широкое распространение получило Б. в интерьере и в первую очередь в оформлении иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и величавости внутреннего убранства храма. Выдающимся произв. монументально-декоративного иск-ва 2-й пол. XVIII является пятиярусный иконостас церкви в с. Нижнее Аблязово Кузн. р-на (см. также «Рождества Христова Церковь»), украшенный высокохудож. резьбой и скульп., среди к-рой выделяется скульптурная группа «Сошествие Святого Духа», расположенная на Царских вратах. Интерес представляет и пристенная скульптурная композиция «У гроба Господня», помещенная под резным балдахином, опирающимся на витые колонки. В церкви с. Калинина Пенз. р-на использовано покрытие стен и сводов барочным лепным орнаментом.

Ист.: Тихонова А.И. Возрождение и барокко: кн. для чтения / под общ. ред. Е.М. Царевой, И.В. Охаловой. М., 2003; Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей / гл. ред. С. Кэлоуэй. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2011; Дворжанский А.И. Храмы Пензенской области. Т. 1. Пенза, 2017.

А. И. Дворжанский