Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1: −
[[Файл:Одежда мордовская 1 1.jpg|left|мини|534x534px|<blockquote>Женский костюм (эрзя). Конец XIX – начало XX в., с. пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Бессоновский район Пензенской области)</blockquote>]]
+
[[Файл:Одежда мордовская 1 1.jpg|left|мини|534x534px|Женский костюм (эрзя). Конец XIX – начало XX в., с. пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Бессоновский район Пензенской области)]]
 
[[Файл:Одежда мордовская 3 1.jpg|right|мини|521x521px|Костюм молодой женщины (мокша). Начало XX в., д. Доньшино, с. Пяркино Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне Белинский район Пензенской области)]]
 
[[Файл:Одежда мордовская 3 1.jpg|right|мини|521x521px|Костюм молодой женщины (мокша). Начало XX в., д. Доньшино, с. Пяркино Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне Белинский район Пензенской области)]]
 
<p align="justify"> '''ОДЕ’ЖДА МОРДО’ВСКАЯ''', совокупность предметов, отраж. нац. особенности, нравств. устои и эстет. вкусы нар. ''О. м.'' выполняет утилитарную, обрядовую, маг. и др. функции. На ее формирование оказывают влияние природно-климат., регион., соц.-экон., половозрастные и др. особенности. Традиц. ''О. м.'' развивалась по 2 направлениям, соответств. культ. эрзи и мокши. Однако она имеет общие черты – бел. холст как осн. материал, туникообразный покрой рубах, отделка плотной ''вышивкой'' (преим. шерстью кр. и черн. цветов), к-рая с кон. XIX стала заменяться нашивками кумача, ''украшениями'' из металла, монет, бисера и раковин (сюлгамы, накосники и др.). Составными элементами традиц. костюма мокши и эрзи были: рубаха бел. холщовая ''(панар),'' верхняя распашная типа халата (мушкас – мокша [м.], ''руця'' – эрзя [э.]) и глухая, богато расшитая, из холста (шуваня, щам – м.; ''покай,'' нангунь панар – э.); нагольная овчинная шуба (ор – м., э.); зипун (сумань – м., э.) из фаб. или домотканого сукна; голо''вные уборы;'' нагрудные, шейные, поясные и наплечные украшения. Муж. и жен. повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием разл. украшений. Самостоят. женщина не могла одеться в такой костюм, и процесс одевания иногда длился неск. часов.</p>
 
<p align="justify"> '''ОДЕ’ЖДА МОРДО’ВСКАЯ''', совокупность предметов, отраж. нац. особенности, нравств. устои и эстет. вкусы нар. ''О. м.'' выполняет утилитарную, обрядовую, маг. и др. функции. На ее формирование оказывают влияние природно-климат., регион., соц.-экон., половозрастные и др. особенности. Традиц. ''О. м.'' развивалась по 2 направлениям, соответств. культ. эрзи и мокши. Однако она имеет общие черты – бел. холст как осн. материал, туникообразный покрой рубах, отделка плотной ''вышивкой'' (преим. шерстью кр. и черн. цветов), к-рая с кон. XIX стала заменяться нашивками кумача, ''украшениями'' из металла, монет, бисера и раковин (сюлгамы, накосники и др.). Составными элементами традиц. костюма мокши и эрзи были: рубаха бел. холщовая ''(панар),'' верхняя распашная типа халата (мушкас – мокша [м.], ''руця'' – эрзя [э.]) и глухая, богато расшитая, из холста (шуваня, щам – м.; ''покай,'' нангунь панар – э.); нагольная овчинная шуба (ор – м., э.); зипун (сумань – м., э.) из фаб. или домотканого сукна; голо''вные уборы;'' нагрудные, шейные, поясные и наплечные украшения. Муж. и жен. повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием разл. украшений. Самостоят. женщина не могла одеться в такой костюм, и процесс одевания иногда длился неск. часов.</p>

Навигация